Что такое краудфандинг, краудсорсинг и фандрайзинг?

В последнее время в интернет-среде то и дело мелькают странные на первый взгляд слова — «краудфандинг», «краудсорсинг» и «фандрайзинг». Что все это значит — в справке МедиаПоток.

Краудфандинг (англ. crowfunding) — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют в основном через интернет деньги или другие ресурсы, чтобы поддержать усилия других людей или организаций в каком-либо деле или начинании.

Дословный перевод с английского означает "финансирование толпой" (от«crowd» - толпа и «funding» – финансирование).

Краудфандинг – это младший брат краудсорсинга (англ. crowdsourcing — «использование ресурсов толпой»), который предполагает, что некую задачу решает сразу большое количество людей, который обмениваются идеями и мнениями, готовят свои варианты решения проблемы. Однако краудфандинг подразумевает именно финансовую помощь в решении задачи.

Пример краудфандинга: у режиссера есть идея фильма, но нет денег на реализацию этой идеи. На разных специальных площадках в сети он описывает свою идею и предлагает всем желающим помочь ему собрать деньги на реализацию задумки. В качестве подарка тем, кто сделает свой вклад, режиссер может предложить упоминание в титрах фильма, бесплатный диск фильмом или даже вещи со съемочной площадки.

Появился краудфандинг на самом деле давно: по сути все созданные памятники, строения или даже предметы искусства, на которые собирались средства «всем миром», — это он самый, краудфандинг (например, сборы пожертвований на строительство храмов, издание книг).

Но все стало куда проще, когда появился интернет, и вот этот вид сбора средств получил свое англоязычное название, специальные площадки и множество участников таких проектов.

Всем известный пример краудфандинга – сбор денег основателем Википедии Джимбо Уэйлсом на существование интернет-энциклопедии. На сайте периодически появляются соответствующие баннеры. Поскольку это один из самых популярных ресурсов во всем мире, то для поиска средств не приходится пользоваться сторонними площадками.

Еще один пример успешного краудфандинга (на этот раз российского) – сбор средств на документальный фильм российского писателя-сатирика Михаила Задорнова о Вещем Олеге. Писателю удалось собрать на одной из популярных площадок более двух миллионов рублей при том, что необходимая сумма была всего 1,3 млн рублей.

Хотя краудфандинг активно пользуется в различных стартапах, в бизнес-среде более распространен фандрайзинг (англ. fundraising — «привлечение средств»). По сути это тоже самое. Только этим словом называют сбор средств какой-нибудь организацией или компанией на реализацию своего проекта. Краудфандинг же больше используется по отношению к частным лицам или творческим коллективам.

Одна из самых популярных российских площадок для краудфандинга – сайт Planeta.ru. Основные авторы проектов здесь — творческие персоны и коллективы. С миру по нитке — еще одна популярная русская платформа краудфандинга, где необходима проверка подлинности проекта и отслеживание поступающих средств. Еще две достаточно популярные площадки — Boomstarter и Kickstarter.

На разных интернет-площадках несколько отличаются условия сбора денег. Но обычно везде устанавливаются жесткие сроки, например, 60 дней. Если в этот промежуток времени нужная сумма не была собрана, то деньги возвращаются назад всем, поддержавшим проект.

Заметили ошибку на сайте? Сообщите нам о ней, нажав Ctrl+Enter.