Большие надежды марийского балета: в Йошкар-Оле прошел фестиваль Улановой

С 9 по 14 апреля в Марийском театре оперы и балета им. Э. Сапаева уже в тринадцатый раз прошел фестиваль в честь великой русской балерины Галины Улановой. Говоря сегодня о прошедшем фестивале, хочется уделить внимание не только приглашенным звездам российского и мирового балета, но и профессиональной балетной школе Марий Эл, которой исполнилось уже 15 лет. Но обо всем по порядку.

Открылся фестиваль бессмертным балетом «Жизель», в котором когда-то была так хороша сама Уланова. Сегодня в труппе театра эту партию блестяще исполняет заслуженная артистка республики прима-балерина Ольга Челпанова. Ее партнером в спектакле на фестивале стал премьер Большого театра России Артем Овчаренко, исполнивший партию графа Альберта. Артем — признанная звезда мирового и российского масштаба, он также участвовал в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура», где вместе с балериной Анной Тихомировой они завоевали Гран-при как лучшая пара проекта. Сейчас Овчаренко, несмотря на большую занятость в Большом, часто выступает как приглашенная звезда и в спектаклях в других городах, большей частью, конечно, за рубежом.

Балет «Жизель». Наша прима-балерина Ольга Челпанова и премьер Большого театра России Артем Овчаренко

Отрадно, что в этом году очаровательной Ольге Челпановой посчастливилось станцевать этот спектакль не со своим постоянным партнером и на сцене, и в жизни Константином Коротковым, а с премьером Большого театра. Сразу оговорюсь, пара Челпанова — Коротков — это признанные мастера сцены, но ведь всегда интересно наблюдать за артистами, когда им приходится танцевать с другими партнерами.

Вот и в этот раз балет «Жизель» смотрелся несколько по-другому, и это понятно — каждый артист привносит в переживания своего героя личное восприятие. В дуэте Челпанова — Овчаренко история бедной девушки, влюбившейся в переодетого крестьянином графа и умершей от разрыва сердца, казалась совсем настоящей. Здесь действительно было жаль Жизель и действительно с самого начала верилось, что Альберт ее обманывает — уж очень выдавали его происхождение благородство манер и повелительность жестов. Сама Оля в роли Жизели казалась беззащитной наивной маленькой девочкой. Она так верила своему возлюбленному, и она была так чиста и невинна, что когда обман раскрылся (у Альберта к тому же, как оказалось, уже была невеста), знаменитая сцена сумасшествия и разрыва сердца героини, завершающая первый акт, не вызывала сомнений в своей логичности. За дуэтом Ольги Челпановой и Артема Овчаренко наблюдать было и правда интересно, возможно, потому, что по сравнению с высоким и сильным Артемом наша Оля казалась еще более хрупкой, чем обычно.

На следующий день в театре давали «Баядерку», а на главные партии славного воина Солора и храмовой танцовщицы Никии были приглашены звезды Республики Татарстан Кристина Андреева и Артем Белов. С Кристиной наш зритель был уже знаком: еще в 2012 году она приняла участие в гала-концерте, завершающем Улановский фестиваль, вместе со своим партнером Олегом Ивенко. Кстати, оба они также участвовали в телеконкурсе «Большой балет». Белов по балетным меркам уже не молод, и в нем сразу с первого выхода на сцену чувствуется не только большой опыт, но и сила. Кристина Андреева — хрупкая и женственная балерина, сейчас она как нельзя больше востребована у себя в Казани. И вместе эти два артиста создали очень красивый дуэт, при этом так хорошо вписались в атмосферу спектакля марийского театра, будто уже давно танцевали именно в этой постановке «Баядерки».

Балет «Баядерка». Заслуженный артист Татарстана Артем Белов

Характерной чертой всех Улановских фестивалей является то, что худрук Театра им. Э. Сапаева Константин Иванов приглашает мало артистов из других театров, давая возможность и марийской труппе показать себя во всей красе. Так, балеты «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро» были полностью исполнены силами артистов нашего театра. В «Ромео и Джульетте» блистали Ольга Челпанова и Константин Коротков, а в «Лебедином озере» — восходящие звезды марийского балета Екатерина Байбаева и Артем Веденкин. И это как раз подводит нас к разговору о том, как растет и развивается балетная труппа театра.

Долгое время Челпанова и Коротков были чуть ли не единственными артистами, танцевавшими в спектаклях главные партии, они буквально вели на себе весь репертуар. Сейчас, когда театр имеет свою сценическую площадку и может занимать ее весь календарный месяц (раньше сцена делилась между этим театром и театром им. М. Шкетана), еще больше появилась потребность в показе спектаклей не в одном составе. Потому и приятно наблюдать, как развиваются молодые артисты: Екатерина Байбаева, семимильными шагами продвигавшаяся к главным партиям, и Артем Веденкин, на которого Константин Анатольевич, определенно, возлагает большие надежды. «Лебединое озеро» в их исполнении, конечно, не то же самое «Лебединое», что у Челпановой и Короткова. Пробудившиеся чувства между юным принцем Зигфридом и заколдованной королевой лебедей Одеттой совершенно под стать молодым артистам: в их игре и интерпретации образов чувствуется та сказочная наивность и, может быть, даже свежесть восприятия. Оно и понятно, у Артема и Кати еще нет того сценического опыта переживания любви на сцене, что есть у блистательных Ольги и Кости, и в этом их особая прелесть.

Завершился фестиваль гала-концертом, посвященным 15-летию профессиональной балетной школы республики. Для тех, кто не следит активно за развитием марийского балета, этот концерт стал своего рода отчетом о проделанной за прошедшие годы работе. Зритель увидел постановочный классический урок мальчиков и девочек, как совсем еще юных, только начавших обучение, так и более взрослых, завершающих этот этап, а также сложнейшие номера классической хореографии в исполнении уже выпустившихся артистов. Но особое внимание хотелось бы уделить трем девочкам, обучающимся только на третьем году обучения, которые исполнили прекрасный номер «Весна» на музыку Е. Крылатова — Юлии Ворониной, Полине Разумовой и Валерии Волковой. Почему им особое внимание? Да потому, что глядя на этих уже не по-детски грациозных девочек, я не сразу осознала, что еще в 2012 году присутствовала на их приеме в балетную школу. И вот сейчас они уже такими красавицами показали себя на сцене, обучаясь всего третий год! Невероятно тепло и приятно от того, что я, как зритель, могу проследить судьбу подрастающего поколения с самых первых балетных шагов по сцене.

Ирина Суворова.
Фото Евгения Никифорова.

Заметили ошибку на сайте? Сообщите нам о ней, нажав Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *