Глава ТИЦ: В Йошкар-Оле больше европейских черт, чем в бывшем Кенигсберге

Туризм набирает обороты в Йошкар-Оле. Сейчас все чаще можно заметить на набережной группы людей, вооруженные фотоаппаратами, высматривающие подходящий кадр.

Что говорить, даже Дмитрий Анатольевич Медведев, побывав в Йошкар-Оле, не удержался и собственноручно сделал несколько снимков. Новый облик столицы Марий Эл привлекает все больше людей из разных регионов. А ведь еще совсем не давно, мысль о том, что город наводнят туристы, показалась бы фантастичной. Ведь Йошкар-Ола ассоциировалась у россиян, пожалуй, только с тушенкой или колбасой. Что, впрочем, тоже не плохо, мясная продукция у нас и впрямь замечательная, но ведь хочется чего-то большего. Как сообщил республиканский комитет по туризму, в первом квартале 2016 года, регион уже посетило свыше 119 тысяч человек, а впереди еще три летних месяца; значит гостей будет значительно больше. Сегодня город нуждается в планомерном развитии туристической отрасли, поэтому еще в 2015 году в Марий Эл был открыт туристско-информационный центр (ТИЦ) г. Йошкар-Олы. О том, что это за организация и в целом о туризме в Йошкар-Оле, поговорим с руководителем этого центра Светланой Зверевой.

Светлана Владимировна, туристско-информационные центры — это новые организации в России?

— Эта тема нова для России, но все познается в сравнении. В этом году ТИЦ Великого Новгорода отмечает 15-летие, Санкт-Петербурга 16-летие. В Казани ТИЦ работает с 2007 года. В Йошкар-Оле ТИЦ появился в январе прошлого года, то есть нам всего год. Все зависит от конкретного региона и от его туристической активности. Чем раньше появляется туристический поток — внутренний российский или международный въездной, тем быстрее появляется задача создания туристско-информационного центра. В некоторых регионах он вообще еще не появился, либо номинально существует для галочки на бумаге, потому что там нет туристов. Либо регион еще спит, и он пока не понял свое отличие от других регионов, соответственно, турист не едет и регион не привлекает их, такое обоюдное «сонное» царство. Но хочется сказать, что большинство регионов России, занимают очень активную позицию и ТИЦы динамично развиваются и продвигают регионы совместно с комитетами по туризму, центрами развития туризма, с частными туристическими компаниями.

1

Зачем нужна эта организация, какие у нее задачи?

— Основная функция ТИЦ – информационная помощь туристам, которые планируют поездку в город или уже приехали. Они могут выйти на сайт туристско-информационного центра и посмотреть, какие здесь есть достопримечательности: кафе, рестораны, гостиницы, развлекательные центры. Также задача нашего ТИЦ – продумывать интересные туристские маршруты для того, чтобы гости города могли выбрать себе траекторию движения «по душе»: музейный маршрут, детский, исторический, театральный. И этот день проводить с определенной целью, выбирать точки просмотра, посещать нужные заведения. Причем наша задача туристско-информационного центра, чтобы гость пробыл здесь не один день, чтобы ему было интересно приехать к нам второй раз, третий и четвёртый. И каждый раз открывать для себя Йошкар-Олу все с новой и с новой стороны. Есть еще много задач, которые выполняет ТИЦ — это продвижение конкретного города и региона, участие в различного рода выставках, форумах, съездах, семинарах, мастер-классах, организация пресс-туров, инфотуров. Также это может быть консультативная помощь туроператорам, выпуск рекламно-информационной полиграфической продукции, работа над фирменным стилем.

Светлана Владимировна, зачем вообще нам нужны туристы, жили ведь мы столько лет без них?

— Туризм — это одно из самых прибыльных направлений, если судить по Европе, да и вообще во всем мире. Россия была запрограммирована долгое время на выезд за рубеж. Мы просто брали свои личные деньги и увозили их в Турцию, Египет, куда угодно, вместо того, чтобы добиться определенного уровня сервиса в России и точно также вывозить деньги, но только в свои регионы, а другие регионы привозили бы деньги к нам. Также это стимулирование различных отраслей экономики: гостиничного бизнеса, ресторанного, транспортных перевозок, производства сувенирной продукции. Увеличение нагрузок на музеи, театры, галереи. Появляются частные инициативы, бизнес может выбрать интересное прибыльное направление. Это может быть развитие местной пищевой продукции, которая интересна гостям, которую они могут увезти с собой как гастрономический сувенир. Все это начинает постепенно выстраиваться в единое целое. Причем, чем активнее туристический поток, тем более явными становятся эти знаковые направления. В Йошкар-Оле туризм уже становится одной из статей доходов. Это видно по тому, как бизнес начинает относиться к туристу. Если еще несколько лет назад некоторые гостиницы жили только на командировочных, а кафе только на горожанах, то сейчас начинается хорошая борьба за туристов. Мне очень понравилась схема, по которой работает ТИЦ Великого Новгорода. Например, к ним поступает заявка от группы туристов, которые желают быстро и недорого пообедать. После чего ТИЦ осуществляет рассылку этой заявки по кафе и ресторанам города. Те заведения, которые быстрее сориентируются, составят оптимальное меню и предложат приемлемую цену, эту группу получают себе. И если такой туристический поток будет постоянный, то это уже стимул для бизнеса держать марку и зарабатывать.

2

А чем так привлекательна Йошкар-Ола для туристов?

Как это ни странно, побывав недавно в Калининградской области, я поняла, почему наши гости города говорят, что Йошкар-Ола — удивительно красивый город с европейским духом. Ведь Калининград — это бывший Кенигсберг, европейский город и прогуливаясь по его набережной, я поняла, что там европейского меньше, чем в Йошкар-Оле и это без какого-то преувеличения. Наш город сейчас позволяет большинству граждан поверить в то, что в Российских условиях возможны изменения в лучшую сторону. Возможен выход из какой-то серости и безысходности. К нам приезжают люди со всей России и говорят, что их городами никто не занимается, что строят только торговые центры либо жилые районы. Конечно, жилые районы нужны, но где людям отдыхать, гулять, проводить свободное от работы время? Поэтому они наши новостройки воспринимают крайне положительно, как пример того, что маленький городок, никому не известный, может стать очень красивым и приятным для жизни и получить шанс развиваться на уровне Российской федерации. Да, есть много скептиков, которые скажут, как много у нас проблем, но нет ни одного города в России, где нет ни одной проблемы. Нужно не говорить, а решать эти проблемы, причем каждый человек должен этим заниматься, не только ждать от государства, что они будут что-то делать. Побывав в Светлогорске – это курортный город Калининградской области, я поняла, что каждый человек влияет на обстановку. Там просто так не мусорят, газоны все подстрижены, а у каждого дома ни соринки, потому что чистоплотность, желание жить в красивом месте на берегу Балтийского моря, как будто в генах у местных жителей. И приехав в Йошкар-Олу, я поняла, что у нас есть шанс измениться самим внутренне, изменить свой менталитет. И это зависит не от дворника, не от администрации, в чистоте мы будем жить или нет. Туристическое направление как раз и позволяет обратить внимание на себя, ведь когда к нам приходят гости, мы наводим порядок в своей квартире и делаем так, чтобы было чисто и красиво. И хочется отметить, что Йошкар-Ола сейчас, скорее пример для подражания для других регионов. И дело даже не в том стиле, который выбран… Выбирают туристическую поездку для чего? Чтобы получить новый жизненный опыт, новые впечатления, новые образы, эмоции. Тот же Санкт-Петербург, его ведь любят не просто за известные здания, а за то настроение, которое он создает. Йошкар-Ола создает как раз сейчас

неповторимый настрой, и наша задача поддерживать этот дух, добавлять новые интересные места для отдыха. Например, в перспективе таким станет Воскресенский парк, сейчас ему еще нужно время, чтобы окрепнуть, чтобы он действительно стал парком. И конечно в парке тоже должны быть центры притяжения. Возможно сувенирные магазинчики, частные музеи, интерактивные площадки под открытым небом.

3

Когда больше всего туристы любят приезжать?

— В течение года есть несколько явных «волн», сезонов. Это новогодние и рождественские праздники, с конца февраля масленичная неделя, школьные каникулы в конце марта. С конца апреля начинается самый активный сезон поездок — это май, июнь. В июле есть небольшой спад, потому что многие предпочитают озера, моря, сплавы по рекам, то есть люди выбирают более активный отдых и в город поменьше ездят, хотя все равно поток остается стабильным. Много гостей в августе и сентябре. В октябре и ноябре тоже приезжают, но меньше, все-таки это менее привлекательное время для туристических поездок: дождливая погода, холодно, слякотно. Либо наоборот, люди выбирают зиму, когда она в полном «расцвете»: чистый белый снег в сочетании с темным небом и городскими огнями пленяет многих. Причем многие специально едут в темное время суток зимой и предпочитают заказывать экскурсии по вечерней Йошкар-Оле.

Для того чтобы по-настоящему оценить свой город, я рекомендую каждому пройти с туристической группой и послушать их отзывы, это первое. А второе — поездить по России и вернуться в Йошкар-Олу. Только после этих двух шагов, йошкаролинец гордо распрямит плечи и по-настоящему оценит родной город. Конечно, останавливаться на достигнутом категорически нельзя. Есть задачи, которые стоят ежедневно перед государством, бизнесом и нами, жителями города. Везде и всегда нужно держать руку на пульсе: строить, возводить, ремонтировать, переосмыслять. Это беспрерывный процесс развития любого города.

Олег Петров.

Заметили ошибку на сайте? Сообщите нам о ней, нажав Ctrl+Enter.