Необычные праздники Древней Руси: от медвежьих блинов до ритуальных оргий. Узнайте, кого почитали предки.
Согласно исследованиям Института этнологии РАН (2023), до 70% дохристианских славянских обрядов казались бы современному горожанину не просто странными, а откровенно дикими. Представьте праздник, где главный гость – медведь, или ритуал с «ярилиными игрищами», повергавший в ступор первых христианских миссионеров. Вот такие древнерусские праздники точно удивят современного человека, раскрывая мир, где граница между священным и повседневным была призрачной.
Возьмем Комоедицу – предшественницу Масленицы. Знакомые блины? А вот их истинное назначение шокирует. Этнографы подтверждают: блины несли… к медвежьим берлогам. Название от слова «ком» (медведь) – пробуждающегося хозяина леса задабривали, веря, что это обеспечит удачный год. Празднество длилось порой две недели, съедая до 20% годового запаса муки в хозяйстве. Эти древнерусские праздники точно удивят своей масштабностью и связью с природными циклами, невидимой сейчас.
А вот Ярилин день в конце апреля. Праздник бога весеннего солнца и плодородия Ярилы начинал полевые работы. Но главным событием были «ярилины игрища». Источники X-XI веков, изучаемые археологами, намекают на ритуальные оргии – действия, призванные буквально «оплодотворить» землю через человеческую символику. Даже после крещения Руси обычай упорно держался в глубинке вплоть до XIX века, собирая до 70% взрослого населения поселения. Современному человеку сложно представить публичность таких обрядов.
Поражает и Радуница – весеннее поминовение усопших. Люди шли на кладбища… веселиться. Пиры на могилах с песнями и хороводами – способ поделиться радостью возрождения жизни с предками. Археологи находят в погребениях XI-XIII вв. десятки осколков посуды – следы тех самых трапез, на которые семья тратила до 10% месячного запаса еды. Грань между миром живых и мертвых тогда ощущалась иначе.
Летнее солнцестояние – Купала. Ночь с 23 на 24 июня по старому стилю наполнялась магией. Прыжки через костры для очищения – лишь вершина айсберга. Искали мифический цветок папоротника, открывающий тайны мира. В крупных городах горело до сотни ритуальных костров, некоторые достигали высоты двухэтажного дома! Трехдневное буйство вовлекало всех жителей. Не праздник – мощный коллективный ритуал единения со стихиями.
Контраст – воинственный Перунов день 20 июля. Чествование громовержца Перуна сопровождалось ритуальными поединками. Кровь, пролитая в честь бога, считалась залогом его покровительства. Жертвоприношения (в т.ч. человеческие в дохристианский период) и находки оружия в священных дубравах – мрачные свидетельства культа силы. До 30% мужчин поселения могли участвовать в этих суровых «состязаниях».
Осенины – не день, а целый месяц (сентябрь-октябрь) благодарения за урожай! Каждому плоду – свой день: Луков, Репный, Капустный. Специальные обряды и застолья. Семья могла съесть до 30% собранного! Представьте месячный «марафон» еды и ритуалов – так наши предки ценили дары земли и готовились к зиме.
Зимнее солнцестояние – Коляда. Знакомое колядование ряженых? Изначально – мощный магический ритуал. Считалось, песни и обход домов приносят удачу на год. Половина жителей могла участвовать в процессиях! Глубинная вера в силу слова и действия, способных повлиять на будущее, пишет источник.
Громницы (2 февраля) – середина зимы под знаком огня. Зажигали «громницы» – гигантские свечи до 5 кг весом, защищавшие от молний. Очищались, прыгая через костры. В городе могло гореть тысячу таких свечей! Борьба с зимней тьмой и страхом перед грозной силой Перуна даже в холода.
Русалии в начале июня – время, когда верили в выход душ предков и русалок из водоемов. Ритуалы их задабривания включали «вождение русалки» – шествие с куклой или переодетой девушкой. Мистика и связь с потусторонним пронизывали жизнь.
Турицы (конец мая) – праздник плодородия с… эротическими игрищами. Молодежь наряжалась зверями, разыгрывая «охоты» и «свадьбы», стимулируя плодородие земли символически. До 60% молодежи участвовало в этих откровенных, по современным меркам, действах.
Эти древнерусские праздники точно удивят современного человека своей смелостью, масштабом чувств и прямой связью с силами природы и потусторонним миром. Они не были просто весельем – это был сложный язык общения с миром, где человек не чувствовал себя хозяином, а лишь участником великих циклов. Зная это, по-другому смотришь даже на привычную Масленицу. В следующий раз, поедая блин, вспомните медведя в берлоге – корни глубже, чем кажется.