Юрий Зайцев: Марий Эл способна полностью себя прокормить

О том, как в республике видят ее экономическое развитие, как помогают мобилизованным жителям, а также о планах работы, достопримечательностях Йошкар-Олы и об общении с местными жителями в соцсетях в интервью ТАСС рассказал Глава Марий Эл Юрий Зайцев.

О том, как в республике видят ее экономическое развитие, как помогают мобилизованным жителям, а также о планах работы, достопримечательностях Йошкар-Олы и об общении с местными жителями в соцсетях в интервью ТАСС рассказал Глава Марий Эл Юрий Зайцев.

— Вы как избранный глава региона были назначены в состав Госсовета. На чем планируете сконцентрировать внимание в рамках этого органа?

— Прежде всего, это сфера туризма. Наша республика обладает колоссальным туристическим потенциалом. У многих Марий Эл ассоциируется в первую очередь именно с точки зрения архитектурного и событийного туризма. Говорят, побывав в центре Йошкар-Олы, можно увидеть сразу весь мир. Это и экологический туризм, включающий в себя посещение природных территорий. И в этом направлении есть мощные стимулы развития потенциала региона.

Радует, что поддержка всех идей по дальнейшему развитию этой отрасли в республике имеется и на федеральном уровне. Это дает нам возможность строить планы, работать. Перспективы есть, однако один из аспектов, которые я держу и буду держать под своим личным контролем, — архитектурный облик города. Чтобы все новые достопримечательности выдерживались в общей стилистической канве, иначе в целом органичный сейчас ансамбль может превратиться в нагромождение не связанных между собой построек. При этом не стоит загонять архитектурные идеи в жесткие рамки.

Вместе с тем гостиничный фонд нуждается в расширении, не стоит забывать про определенные доходы бюджета от развития гостиничной системы. Тем более сейчас очень много прежних туристических направлений той же Европы практически закрыты. Если говорить о статистике, то за пять лет количество туристов и экскурсантов увеличилось в 1,5 раза, а за девять месяцев этого года турпоток составил 620 тыс. человек.

— Большинство гостей едут в столицу республики?

— Йошкар-Ола — основная точка притяжения, за те же девять месяцев в городе побывало 365 тыс. туристов. При этом столица считается одним из самых неординарных и доступных мест путешествия по стране и входит в топ-10 популярных городов для селфи-туризма. Увеличивается турпоток и за счет межрегиональных проектов. К примеру, «Великий Волжский путь», объединяющий межрегиональные маршруты по 14 регионам Поволжья. Один из таких маршрутов связал летом Нижний Новгород и Козьмодемьянск — старинный даже не купеческий, а мещанский городок, ставший прообразом городка на Волге из книги Ильфа и Петрова. В июне в поселок Юрино прибыло первое судно на подводных крыльях «Валдай». Только за один сезон навигации такие суда совершили 96 рейсов и перевезли в республику 4 тыс. туристов.

Сейчас для развития речного туризма мы строим причальные стенки и реконструируем набережные в Звенигове, Козьмодемьянске, Юрино и Кокшайске. Большое внимание там уделяется созданию гостиничных мощностей, баз отдыха.

— И все же многие туристы сейчас посещают Марий Эл в рамках пакетных туров в соседние регионы…

— Решая вопрос гостиничного фонда, мы как раз сможем решить и вопрос продолжительности пребывания гостей в республике. Впрочем, это, конечно же, не единственный фактор. Много проектов существует и в части транспорта. В Йошкар-Олу из Москвы ходит очень комфортабельный двухэтажный поезд, популярный и среди жителей, и среди гостей. Причем популярность настолько большая, что билетов иногда не найдешь. У меня так было — нужно ехать в Москву, а ни одного свободного места. Мне как главе региона не предусмотрено никакой специальной брони, да и не люблю я такие привилегии. В итоге пришлось лететь самолетом, через соседний регион.

Есть по железной дороге связь с другими субъектами, ходят тематические поезда для туристов. Но все-таки поезд — это время, и не каждому это удобно. Потому серьезная работа ведется по реконструкции аэропорта Йошкар-Олы как самого быстрого способа сообщения. Если здание аэровокзала строится новое, то взлетно-посадочная полоса требует капитального ремонта. Проектно-сметная документация по линии Минтранса РФ готова и уже проходит госэкспертизу. Надеемся, что дальше решится вопрос финансирования. Общая стоимость реконструкции полосы оценивается в 3,6 млрд рублей, а модернизация всего аэропортового комплекса — почти в 6,5 млрд рублей, средства должны быть федеральные. Реконструкция полосы позволит снять имеющиеся сейчас ограничения по типу обслуживаемых самолетов и привлечь перевозчиков, работающих на самолетах вместимостью до 200 человек.

— Авиакомпании уже изъявляли желание работать на йошкар-олинском направлении?

— Сейчас шесть дней в неделю летает один рейс до Москвы и обратно, еще два раза в неделю выполняются рейсы на Санкт-Петербург. Интересно, что не только до столицы, но и до Петербурга самолеты зачастую летят без единого свободного места, билеты раскупаются полностью. Так что перевозчикам есть в чем побороться за пассажира. Если будет хорошая инфраструктура, я уверен, что мы поднаберем «обороты» и через несколько лет выйдем на качественное увеличение ежегодного пассажиропотока: до 87 тыс. человек к 2025 году, до 186 тыс. человек — к 2029 году, а через 12 лет достигнем показателя в 224 тыс. человек.

И это не только туристы, это и потенциальные инвесторы, потенциальные деловые партнеры. Сейчас альтернативой для них являются перелеты через Казань и Чебоксары, откуда далее надо ехать на машине в Йошкар-Олу, что не очень удобно. Хотя дороги мы делаем, и передвигаться по ним стало гораздо комфортнее.

— Республика в части дорожного хозяйства реализует профильный нацпроект с большим опережением. План полностью завершить работу на год раньше срока остается в силе?

— Да, мы по-прежнему планируем завершить реализацию мероприятий нацпроекта в следующем году вместо 2024 года. С 2019 года доля дорог, соответствующих нормативам, выросла до 30%, к 2024 году показатель планируют довести до 45%. Кроме того, мы работаем сейчас над несколькими крупными проектами. Один из них — реконструкция в течение четырех лет трассы Йошкар-Ола — Козьмодемьянск, где нужно построить две двухуровневые развязки и увеличить полосность самой дороги с двух до шести.

По итогам этого года приведем в порядок почти 321 км региональных дорог, из которых 22,5 км приходится на улицы йошкар-олинской агломерации. Благодаря поддержке из резервного фонда правительства РФ выделены ассигнования в размере 1,374 млрд рублей, что позволило дополнительно отремонтировать почти 72 км дорог. Объем дорожного фонда республики в этом году превышает 9,5 млрд рублей.

— Марий Эл — это регион, где нет нефти и газа, но есть сельское хозяйство и чистейшая экология. По какому пути вы планируете развивать производство в республике?

Агропромышленный комплекс — это значимая составляющая нашей экономики, его удельный вес в валовом региональном продукте составляет более 18%, треть населения живет и работает на селе. Стратегия развития тут направлена на то, чтобы создавать производственные циклы «от поля до прилавка», а также создавать условия для импортозамещения. Последнее относится в первую очередь к кормам и семенам. В этом году в Марий Эл получен рекордный урожай зерна — 366 тыс. тонн при урожайности без малого 25 ц/га. Такой результат с учетом климатических особенностей региона — это следствие использования наших научных достижений и обновления техники.

У нас имеются все предпосылки для создания семеноводческого кластера, включающего заводы по производству семян зерновых и зернобобовых культур, технических культур и многолетних трав. В планах — тиражирование данного проекта с целью обеспечения предприятий АПК в полной потребности в семенном материале. В результате будет создан отечественный посевной фонд для производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции и исключения зависимости от внешних факторов.

Активно развивается молочная отрасль. За последние два года построено восемь ферм, причем две — роботизированные. И тут предприятия полностью обеспечены кормами собственного производства. В целом мы ожидаем рост объемов продукции, максимальную ее переработку на мощностях местных предприятий. Это укрепит продовольственную безопасность не только Марий Эл, но и страны в целом. На сегодняшний день регион способен полностью себя прокормить, и не только себя, но и поставлять продукцию в соседние субъекты.

Еще один аспект нашей экономики — это радиоэлектроника и IT-технологии. Для меня было удивлением, что в сравнительно небольшом городе Йошкар-Оле зарождается целый кластер. Сейчас в республике действует свыше 40 организаций радиоэлектроники, объем производства которых с начала года превысил 25,5 млрд рублей. В отрасли информационных технологий зарегистрировано более 130 компаний, занимающихся разработкой программного обеспечения и оказания консультационных услуг. Их клиентами являются представители всех континентов.

Компаниями реализованы десятки успешных хай-тек-проектов, ведется сотрудничество в области подготовки программистов мирового уровня и развития цифровой экосистемы в целом. Так что IT-технологии — один из флагманов нашей экономики. К примеру, в Йошкар-Оле создана ассоциация «ПС Софт», в которую входят семь компаний. Важная задача — подготовка кадров. Необходимо готовить лидеров индустрии, чтобы они здесь обучались, оставались и делали глобальные проекты.

— Какие перспективы у нефтеперерабатывающего завода в Оршанском районе? Была информация, что последнее время переработка сырья на нем стабильно убыточна.

— Я держу ситуацию на личном контроле, потому что завод — одно из крупнейших предприятий республики, где трудится свыше 500 человек. Ранее предприятие являлось крупнейшим налогоплательщиком и экспортером в регионе. В настоящее время произошла смена собственника, новым владельцем стало ООО «Балчуг-Петролеум», которое планирует нарастить объемы производства. Правительство готово оказывать всевозможную поддержку заводу.

— Если говорить об экологии, то каково состояние окружающей среды в республике?

Экологическая обстановка в Марий Эл стабильна и не представляет угрозы. Более того, экологическое благополучие региона подтверждается национальным экологическим рейтингом регионов, где Марий Эл по итогам минувшего лета заняла 2-е место в Поволжье и 15-е место по стране. В сравнении с предыдущим периодом республика поднялась на две позиции: по итогам весны она находилась на 17-й строке рейтинга, а в прошлом году — на 21-м месте.

— Последний год наблюдается падение уровня воды на знаменитом озере Морской Глаз. Какие меры будут приняты со стороны региона для сохранения популярного туристического объекта?

— Почти 69% территории Марий Эл расположено в зоне карстовых процессов, и большинство озер имеют именно карстовое происхождение. Морской Глаз не исключение — оно образовалось в результате карстового провала и отличается своими размерами и тем, что бьющие из недр ручьи заполнили провал, превратив его в озеро. Прогнозировать дальнейшее развитие событий невозможно без специальных исследований. Карст должен «залечить» сам себя: образующиеся пустоты со временем забиваются грунтом и остатками горных пород, что может либо полностью закрыть трещину, либо уменьшить количество стока воды через нее. Сам по себе карстовый провал, даже без воды, тоже уникальное явление природы, которое будет интересно людям.

— Как отразились на экологии масштабные лесные пожары, пришедшие на территорию республики со стороны Нижегородской области?

— В Марий Эл много лесов, что обуславливает ежегодное возникновение природных пожаров. Стараемся оперативно ликвидировать последствия и восстанавливать участки. Основная мера, которую мы принимали и будем дальше принимать, — это минерализованные полосы, которыми отделяются пожароопасные участки от остального леса.

В республике постоянно действует четыре лесопожарных станции. Помимо этого подразделения сформированы каждым арендатором лесных участков. Кроме того, непосредственно на пожароопасный сезон в лесах формируется группировка сил и средств общей численностью около 4 тыс. человек и более 600 единиц техники. В рамках нацпроекта «Экология» установили видеокамеры для оперативного обнаружения пожаров.

— Помощь гражданам, призванным в Вооруженные силы по частичной мобилизации, и добровольцам, находящимся в зоне проведения специальной военной операции, — одна из основных задач на сегодня. Какая соответствующая работа ведется в республике?

— Республика заняла пятое место в России и первое в Поволжье по числу добровольцев, решивших отправиться в зону спецоперации. Мы сформировали достаточно объемный пакет мер поддержки как бойцов, так и их семей.

Одним из первых решений стала единовременная выплата в 50 тыс. рублей, и по данным на начало декабря, через наши центры соцобслуживания принято на нее 2 444 заявления. Выплаты сделаны уже 1 743 гражданам, по которым получено подтверждение из военкоматов. Общая сумма составила 87,15 млн рублей. Продолжается сбор пожертвований от граждан и предприятий — деньги идут на закупку помощи как мобилизованным и членам их семей, так и тем, кто был вынужден приехать к нам из зоны проведения СВО.

Какие-то возникающие моменты стараемся решать, что называется, в ручном режиме после получения обращений через центр управления регионом и даже сообщений в соцсетях.

К примеру, ситуация: отец мобилизованного, имеющий допкарту к основному счету сына, сделал перевод, который банку показался подозрительным. Карту заблокировали для дополнительного подтверждения, а требуемой банком доверенности от сына нет. Какая может быть доверенность, если человек находится на спецоперации? Мы включились в решение проблемы, отработали с банком вопрос, за что его представителям огромное спасибо. Но о проблеме мы узнали из обращения в соцсетях. Конечно, мы все ждем возвращения наших ребят, но раз родина призвала их защищать страну, то нужно поддерживать и верить, что все будет хорошо.

— Лично читаете публикации в социальных сетях?

— Я стараюсь следить за всеми обращениями. Также в центре управления регионом есть сотрудник, в чьи обязанности входит именно мониторинг интернета с последующим направлением всех материалов мне. Простому человеку в непростой ситуации нужно помогать, это очень важно. Отрабатываем просьбы, иногда приходящие в достаточно грубой форме или вовсе анонимно. Стараемся найти, связываться, разговаривать, приглашать на встречи.

— В обществе идет дискуссия о том, как праздновать Новый год. Какое решение принято в республике?

— Дискуссия была достаточно серьезная и в обществе, и в органах государственной власти. Кто-то из руководителей регионов был категорично настроен: нет, и все. Но лично мое мнение: лишать людей праздника было бы неправильным. Особенно дети ждут Новый год, и для них будут елки, подарки, будет Дед Мороз и Снегурочка. Конечно, каких-то ярких вариантов празднования, масштабных праздников не будет, но на переднем плане будут народные исполнители, патриотическая тема. Все равно же новогодние праздники — это наша традиция. Не будем мы ничего отменять, просто сделаем более по-теплому, без лишнего пафоса. Кроме того, решили не закупать новые украшения, а использовать то, что уже есть в каждом муниципалитете. Сэкономленные средства пойдут на поддержку мобилизованных.

— Марий Эл — регион с очень самобытной культурой. Какие меры по ее поддержке и развитию принимаются властями?

— В первую очередь стоит говорить о поддержке марийского языка. Его сейчас непосредственно изучают почти 10,5 тыс. школьников, или почти 14% от общего их количества. Ежегодно проводятся олимпиады по марийскому языку и культуре, истории народов. В межрегиональном этапе языковой олимпиады принимают участие гости из районов компактного проживания народа мари Башкирии, Татарстана, Удмуртии, Свердловской области.

Ежегодно мы проводим этнокультурные мероприятия: фестиваль «Пеледыш пайрем», татарский национальный праздник «Сабантуй», международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул», фольклорно-этнографический фестиваль-форум «Земля предков». У нас издается литература, как художественная, так и образовательная, выходят газеты, вещает радио, выходят телепередачи, закупается оборудование для включения местного телеканала в пакеты спутникового вещания, доступные по всей стране.

В августе-сентябре этого года я предложил жителям поучаствовать в мониторинге «Указатели без ошибок». Люди выкладывали в соцсетях со специальным хештегом фото указателей населенных пунктов и табличек на жилых домах, написанных по-марийски с ошибками. Все это бралось в работу ответственными лицами и исправлялось. Также марийский язык появился в электронном переводчике в «Яндексе», ведем разработку аналога голосового помощника «Алиса» на национальном языке.

Очень востребованы учебники по изучению языка, о чем неоднократно говорилось на встречах с земляками, проживающими в других регионах. Сейчас такой учебник, вобравший в себя все лучшее из ранее издававшихся пособий, готов и даже прошел все необходимые процедуры по аккредитации в Министерстве просвещения РФ. Думаю, что к сентябрю будущего года, к началу учебного года книга поступит во все учебные заведения не только в республике, но и в других регионах.

— Планируете ли кадровые перестановки и если да, то насколько они будут масштабны?

— Кабинет министров республики сейчас практически сформирован и на три четверти состоит из специалистов прежнего состава. Главными критериями при формировании команды для меня являются профессионализм, умение принимать взвешенные решения, направленные на результат, и главное — неравнодушие к потребностям людей.