Село на перекрестке религий

Поселок Морки появился в далеком XVII веке на торговом Царевококшайском тракте. Селение быстро росло, привлекая самых активных, решительных и открытых людей со всей округи. Возможно, поэтому с незапамятных времен старожилы Морков умеют жить в мире и согласии с соседями, кокой бы национальности или вероисповедания они ни были.
mari-el.gov.ru

Поселок Морки появился в далеком XVII веке на торговом Царевококшайском тракте. Селение быстро росло, привлекая самых активных, решительных и открытых людей со всей округи. Возможно, поэтому с незапамятных времен старожилы Морков умеют жить в мире и согласии с соседями, кокой бы национальности или вероисповедания они ни были.

Каждому по вере

По легенде, первыми поселенцами Морков были пришедшие с правого берега Волги древние племена. Они принесли с собой священные марийские камни (Мар-Ку), традиционный уклад и верования. Но с появлением торгового Царевококшайского тракта в этих местах появились новые люди, которые пришли со своей верой и со своим укладом. Казалось, беды не избежать. Но в этом радушном краю места хватило всем.

Поэтому по сей день в Морках можно увидеть и православный храм и мусульманскую мечеть, есть даже ретритный центр буддизма. Он работает в Морках почти 20 лет. Верующие со всей округи собираются в центре на медитации и просто для общения. В его дворе расположилась большая редкость – единственная на все Поволжье ступа просветления. Открывать ее приезжал тибетский лама. Ближайшая подобная ступа находится в Москве, есть ступы в Петербурге, Калмыкии и Бурятии. Но в ближайших регионах их нет.

morki.buddhism.ru

Буддисты уверяют, что ступа может исполнять сокровенные желания, даже если их загадывает неверующий человек. Нужно только обойти ступу по часовой стрелке 108 раз. Сущая мелочь!

Крупицы истории

Немало в Морках и традиционного, марийского. В местном музее по крупицам воссоздали традиционный быт марийского народа. Домашняя утварь, инструменты, оружие и, конечно, традиционная вышивка. В былые времена людей встречали по одежке, по ней же узнавали о незнакомце всю необходимую информацию: откуда он, с кем в родстве, какого вероисповедания, каков достаток и социальный статус. Все тонкости в музее знают и охотно рассказывают.

Традиционный марийский костюм имел и более насущные функции. В первую очередь он был призван защитить человека от дурного глаза, злых духов или коварных чар. Поэтому большая часть украшений и вышивки выполняли функцию оберегов. Эти традиции до сих пор живы в Марий Эл и особенно сильны в Моркинском районе.

 

Другое важно знание марийского народа – традиционная медицина. В Морках можно отведать лечебные травяные чаи, которые заваривают из собранных на местных лугах и в глухих лесах трав. Делают сборы в строго отведенное время, когда травы уже налились целебной силой, но еще не переросли и не огрубели.

Собирать, сушить и хранить травы – целая наука. Такому местные травники и травницы учатся годами. Многие уверены, что целебные моркинские сборы, отвары и настойки обладают чудодейственной силой. Узнать об этом можно на собственном опыте. Добраться до Морков не сложно. Село находится в 110 км от Йошкар-Олы. Путь на автомобиле займет около двух часов.

ИА МедиаПоток благодарит ТВ МЭТР за помощь в подготовке публикации