Каким будет университет будущего?

ПГТУ

Йошкар-Ола, 26 июля. Каким будет университет будущего?  Создавать его российские вузы будут вместе.

Образовательный интенсив «Остров 10-22» завершился 22 июля в Сколтехе. В нем приняли участие 1,5 тысячи человек, представляющие 100 команд университетов и научно-образовательных центров из 72 российских регионов. Организаторами интенсива стали Министерство науки и высшего образования, Университет 20.35, Платформа НТИ, Фонд «Сколково», Российская венчурная компания, Агентство стратегических инициатив, АНО «Цифровая экономика».

Задача интенсива – создание и развитие команд, которые будут реализовывать системные изменения в образовании для обеспечения России технологического прорыва. Для участия в «Острове 10-22» подали заявки более 5000 человек из 177 вузов всех регионов России. В ходе высокого конкурентного отбора были определены 100 вузов и 130 индивидуальных участников, занявших самые высокие места в рейтинге по результатам диагностики. В топ-100 команд трансформации вошла команда Волгатеха.

ПГТУ

Общее число мероприятий «Острова» превысило две тысячи: это лабораторные модули, мастер-классы, лекции и практические занятия, целью которых было формирование команд, создание проектов, решение задач включения вузов в реализацию технологического прорыва. Так создается элита высшего образования, готовая психологически и технически к большим изменениям, вызванным требованием времени.

В течение 13 дней представители вузов-участников не только учились, но и провели масштабную работу: подготовили более 300 совместных проектов в области внедрения новых образовательных форматов и развития технологий искусственного интеллекта, подписали более 3000 документов о межвузовском взаимодействии и сотрудничестве с институтами развития. Это означает, что в рамках сетевого взаимодействия вузы смогут сообща развивать технологии искусственного интеллекта, создавать на своей базе «Точки кипения», внедрять в образовательные программы персональные траектории развития студентов, получат доступ к цифровому контенту и персональным рекомендациям по траектории развития от Университета 20.35.

ПГТУ

Для налаживания сетевого взаимодействия российских вузов и распространения лучших цифровых практик на «Острове» была подписана хартия – документ, в котором содержатся единые принципы формирования рынка IT-решений для вузов. Поволжский государственный технологический университет также присоединился к хартии. Кроме того, в рамках работы «Острова 10-22» ректор Волгатеха Виктор Шебашев подписал с российскими вузами ряд соглашений о сотрудничестве по формированию модели цифрового университета.

Один из образовательных трендов в России и в мире – онлайн-образование. Цифровизация университетской среды предполагает внедрение в процесс обучения электронных ресурсов и современных технологий для работы с ними. Волгатех уже много лет ведет эту работу и является на уровне страны одним из лидеров в этой области. На базе университета действует Поволжский региональный центр компетенций в области онлайн-обучения. Его задача – продвижение онлайн-обучения и современных образовательных технологий. Здесь проводится повышение квалификации сотрудников образовательных организаций всех уровней в области, создаются открытые онлайн-курсы, апробируются новые модели организации образовательного процесса. Руководитель РЦКОО, проректор по организационным вопросам и информатизации ПГТУ Александр Волков принял участие в работе «Острова 10-22» в составе команды университета.

ПГТУ

— Александр Витальевич, что «Остров» дал лично вам и Волгатеху?

— Во-первых, я увидел и опробовал широкий спектр цифровых возможностей, который был предложен организаторами Университетом НТИ «20.35». Во-вторых, очень важно было пообщаться с коллегами. Редко где общение происходит с такой интенсивностью: с утра до вечера в течение почти двух недель. Мы работали вместе как по отдельным трекам, так и в рамках мастер-классов, лабораторий, визионерских лекций. Представители руководства российских вузов сумели обсудить множество вопросов, поделиться своим мнением о важных аспектах университетской деятельности и услышать, как их оценивают коллеги. Так, одна из задач, в решении которой я принимал участие в рамках ректорского трека, была направлена на то, чтобы осмыслить и сформулировать модель университета будущего.

— Какой же он – университет будущего?

— Университет будущего – это среда для индивидуального развития. Большая проблема сегодняшних вузов в том, что они закрыты, слабо интегрированы в общее образовательное пространство. Существующая модель, чаще всего, предполагает классическое воспроизводство знания: поступи в вуз, посещай лекции, изучай общие для всего курса образовательные программы. А нужно создавать университет открытый. Чтобы любой человек, обративший внимание на вуз, имел возможность в нем выстроить индивидуальную траекторию обучения, получить доступ к ресурсам и лучшим практикам других образовательных организаций. Для этого современный университет должен активно выстраивать сетевые взаимодействия с другими вузами и предприятиями, организовывать возможности для постоянного развития обучающихся, предоставляя открытый доступ к образовательным ресурсам.

ПГТУ

— В рамках «Острова 10-22» были заключены соглашения со многими вузами, с Университетом 20.35, Агентством стратегических инициатив. Какую работу в рамках этих соглашений будет организовывать Волгатех для образовательного сообщества? Что он может предложить другим вузам? Что может получить от них?

— Мы понимаем, что не сможем отвечать современным требованиям к образованию, если не наладим межвузовское взаимодействие. Общество запрашивает от университетов огромное количество разнообразных компетенций, которые меняются очень быстро. В одиночку вузы не в состоянии динамично и гибко реагировать на все эти запросы. Каждый университет, в том числе и наш, обладает уникальным опытом и разработками в разных областях. Задача вузов сегодня найти партнеров, возможности и форму для объединения имеющихся ресурсов и выработать механизмы взаимовыгодного сотрудничества.

Направлений по сотрудничеству вузов много. Конечно, в первую очередь это сфера, связанная с образованием, созданием совместных программ обучения и отдельных образовательных ресурсов. Это даст возможность предусмотреть в рамках образовательных программ набор дисциплин, чтобы студенты по своему желанию из этого набора выстраивали свою индивидуальную образовательную траекторию.

Второе. Волгатех – вуз технологический. Для того чтобы готовить хорошие инженерные кадры, нам нужен доступ к современной практической базе. Но не все вузы могут себе позволить приобрести новое оборудование. Объединяясь с другими вузами, мы тем самым расширяем базу и обеспечиваем возможность для практики студентов на базе разных вузов. То же самое касается сотрудничества с индустриальными партнерами. Объединяясь с другими вузами, мы расширяем предложения для индустриальных партнеров и рынок своих собственных разработок. Такие примеры у нас есть в достаточном количестве.

ПГТУ

— Получается, на «Острове» был создан крупнейший сетевой образовательный проект с участием множества вузов, действующих в разных регионах страны. Какие возможности он дает этим регионам?

— Одна из главных проблем региональных вузов – большой отток абитуриентов. Хорошо подготовленные и мотивированные ребята стремятся в мегаполисы. Что они ищут? Они ищут возможности, которых пока нет в провинции. Цифровизация образования должна привести к более равным возможностям для студентов, где бы они ни учились. Собственно, жители Марий Эл уже видят это на примере IT-компаний, которые успешно работают в Йошкар-Оле. Развитие IT-технологий и онлайн-образования показывает: неважно, где ты живешь, важно – какими возможностями ты здесь обладаешь. Если университет сможет предоставить студентам не только свои возможности, но и возможности своих партнеров – тогда не нужно будет для получения качественного образования уезжать далеко. Это важно как для самих молодых людей, так и для их родителей, и для развития региона в целом.

Цифровая трансформация университетов должна не только помочь регионам в сохранении талантливой молодежи, но и повысить квалификацию людей, которые здесь живут. С другой стороны, если в регионах будут появляться какие-то хорошие идеи, решения, то университеты могут взять на себя задачу масштабирования таких удачных проектов. То есть в такой модели университет, с одной стороны, становится центром современных компетенций, а с другой – партнером для региональных властей и предприятий, через которого будет осуществляться цифровая трансформация территории и трансфер технологий.