Владимир Пересада: мэтр и легенда дорожной отрасли Марий Эл

Марийскавтодор

Йошкар-Ола, 30 сентября. Сегодня МедиаПоток говорит об одном из сильнейших руководителей-практиков в истории нашей республики, мэтре дорожной отрасли.

О героях прошлого и настоящего Марий Эл с прицелом в будущее республики рассказывается в рамках информационного проекта «Горжусь!» И сегодня мы хотим напомнить о заслугах перед республикой легендарного дорожника Владимира Пересады. Отметим, что реализовать данный информпроект предложил руководитель региона Александр Евстифеев.

В начале пути

Владимир Савельевич приехал к нам из Харьковской области некогда нашей общей страны, и Марий Эл стала для него второй Родиной. Он родился в селе и к труду был приучен с юных лет, иначе на земле нельзя. Успешно учился в школе и в автомобильно-дорожный институт поступил легко, выбрав свою стезю на всю жизнь осознанно.

А после окончания вуза в 1956 году при распределении выбрал из списка городов Йошкар-Олу, и этот выбор стал судьбой. Для молодого специалиста-дорожника республика оказалась благодатным «полем непаханым»: дороги у нас в те времена если и были, то чаще грунтовые или мощеные булыжником. Вот где пригодились его знания!

Задача стояла важнейшая — связать в одну общую дорожную сеть столицу республики с её районными центрами, а райцентры — с центральными усадьбами колхозов. Словом, выстроить дорожную сеть Марий Эл буквально с нуля, а значит, придать новый импульс развития всей экономике региона.

И Владимир Пересада сразу же, с корабля на бал, включился в строительство одной из главных магистралей республики «Йошкар-Ола — Волжск». А вскоре произошло и «боевое крещение» профессионала: увидев молодого человека в деле, руководители отрасли оценили его потенциал и доверили уже свой, самостоятельный объект — участок дороги от Советского до Верх-Ушнура.

Марийскавтодор

Минута на размышление

В это трудно поверить, но уже через год начинающего, но перспективного дорожника заметили в руководстве республики. Жизненный путь Пересады круто повернулся буквально в течение одной ночи. Его срочно вызвали прямо с дорожного участка в… Правительство республики, на беседу с самим председателем Совета министров МарАССР Григорием Кондратьевым.

Ему поступило предложение — заманчивое, но и рискованное одновременно — занять пост начальника ДРСУ. Владимир Савельевич подумал минуту и… дал добро, решив испытать в деле не только свои профессиональные, но и человеческие качества. И это был выстрел в «яблоко»! В итоге Пересада поставил работу так, что темпы дорожного строительства при нём поражают даже сегодня.

Марийскавтодор

За четыре года, с 1959 по 1963 годы в республике было построено 100 км дорог с твердым покрытием, соединивших Йошкар-Олу с Волжском, столицу с крупным промышленным центром региона. Эти результаты не смогли повторить дорожники даже в ХХI веке, хотя обладали гораздо более продвинутой техникой.

Как он сам объясняет этот успех? У одного немецкого барона в ежедневном расписании дел значился… подвиг. Но то была шутка. Здесь — реальная жизнь. У Пересады есть термин: непрерывный подвиг. Именно его совершали работники отрасли, выходя на стройку дорог в зной и стужу, с зари и до позднего вечера, когда рабочая смена длилась порой 14 часов…

Марийскавтодор

Во имя человека

С таким же энтузиазмом относился к делу и сам руководитель. Результат не заставил себя ждать: возглавив затем «Марийскавтодор», Владимир Пересада всё-таки решил важнейшую, стратегическую задачу — выстроил дорожную сеть, которая соединила крупнейшие населенные пункты республики, дав второе дыхание экономике колхозов и сельских поселений.

При этом Владимир Савельевич всегда горой стоял за своих работников, старался повышать уровень оплаты труда, улучшать условия жизни. Только в Йошкар-Оле удалось построить более 800 квартир для семей дорожников. Были возведены также Дом культуры, прекрасная база отдыха для марийских строителей на берегу озера Таир…

region.center

Что касается самой дорожной сети, то твердые дороги в итоге соединили вообще все центральные усадьбы колхозов и совхозов, их протяженность превысила 3 тысячи км. За 40 с лишним лет был построен 181 мост! При Пересаде в Марийскавтодоре трудились 2200 рабочих и специалистов, предприятие стало одним из самых мощных в стране.

Думал руководитель главной строительной организации и об экологии, именно при нем были построены объездные дороги вокруг Волжска и Оршанки, нескольких сел и деревень, началось строительство объездной вокруг Йошкар-Олы, и всё для того, чтобы жители не дышали выхлопными газами. Всё — для человека.

Марийскавтодор

В памяти людей

При своей непомерной загрузке Владимир Савельевич умудрялся находить время и для общественно значимой работы, земляки не раз избирали его депутатом, когда он принимал решения, важные уже в целом для нашей республики.

Сегодня мэтр дорожного строительства находится на заслуженном отдыхе, но мариэльцы до сих пор вспоминают Владимира Пересаду добрым словом, как человека, чьи заслуги перед республикой огромны. Более 40 лет своей жизни, энергии и труда он отдал делу становления дорожной отрасли региона.

Марийскавтодор

Первоклассный специалист в своей сфере, Владимир Савельевич и сегодня является непререкаемым авторитетом для дорожников. Один только перечень его регалий впечатляет: Заслуженный строитель России и республики, он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, Преподобного Сергия Радонежского…

Но, пожалуй, главная награда — это память человеческая и искренняя благодарность живущих здесь людей, которые чтут и ценят создателя дорог марийских.

...Кстати, ранее МедиаПоток сообщал о том, что учитель биологии и экологии Коркатовского лицея Валентина Михайловна Васильева включена в энциклопедию «Лучшие люди России»…