Исторический спектакль «побил» балет

Завершился ежегодный фестиваль «Йошкар-Ола театральная», и традиционно в Международный день театра были определены лауреаты Национальной театральной премии имени Йывана Кырли. К удивлению всего театрального сообщества Гран-при получил отнюдь не балет.

Завершился ежегодный фестиваль «Йошкар-Ола театральная», и традиционно в Международный день театра были определены лауреаты Национальной театральной премии имени Йывана Кырли. К удивлению всего театрального сообщества Гран-при получил отнюдь не балет.

В последние три года как-то так сложилось, что жюри фестиваля определяло главный приз Марийскому театру оперы и балета им. Э. Сапаева, а именно его балетной труппе. Спектакли «Мастер и Маргарита», «Лебединое озеро» и «Письма с фронта» оказывались лучшими в фестивальной афише. В этом же году статуэтку унесла с собой труппа Русского драмтеатра им. Г. Константинова, представившая историческую фреску «Марш Акпарса» по роману Аркадия Крупнякова.

Напомним, что в жюри фестиваля «Йошкар-Ола театральная-2017» вошли театральные критики Александр Иняхин (г. Москва), Владимир Спешков (г. Челябинск), Василина Мартемьяк (США), Нина Ефимова (г Йошкар-Ола) и первый заместитель министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Владимир Актанаев.

Marsh_Akparsa

Для приезжих членов жюри спектакль «Марш Акпарса» стал некоторым откровением. Имеющие представление о марийском народе и его культурных и религиозных ценностях по большей части лишь по фильму Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари», они увидели совершенно другую сторону национального эпоса.

«Я много понял об исторической судьбе марийского народа и его системе ценностей, — поделился на обсуждении спектакля театровед Владимир Спешков. — И у меня возникло желание прочитать сам роман, написанный в большевистское время и так смело рассказывающий о том, о чем сейчас мы бы побоялись говорить прямо».

Драматический спектакль «Марш Акпарса» даже сравнили с большой исторической оперой «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова.

Русский драмтеатр унес с собой еще несколько наград: специальный приз жюри «За масштабность сценографического решения» (Леон Тирацуян) и «Лучшую мужскую роль второго плана» (Юрий Синьковский — Мурза). Лауреатами Национальной театральной премии стали и представители творческого объединения «Всё», существующего на базе театра: Юлия Охотникова получила лауреатство в номинации «Лучшая женская роль» за исполнении роли Мальвы в одноименном спектакле, а режиссер этого спектакля Сергей Васин — специальный приз жюри «За современное прочтение классики».

Хорошо приняты жюри были и другие национальные спектакли наших театров — «Приданое для сына» Марийского национального театра им. М. Шкетана (исполнительница роли Серапи Маргарита Медикова в очередной раз получила приз «За лучшую женскую роль») и «Невестины блины» Горномарийского драматического театра (режиссер Ольга Искоскина — специальная премия «За верность традициям»).

Что касается балета, то он, конечно, тоже не остался без наград. Художник Борис Голодницкий уже не впервые стал лауреатом театральной премии им. Й. Кырли в номинации «Лучшая сценография» за оформление балета «Чиполлино» К. Хачатуряна в хореографии Генриха Майорова. Исполнитель главной партии Роман Стариков получил приз в номинации «Лучшая партия в балете», а танцовщик Александр Барачевский (Синьор Помидор) получил даже целых две награды — за лучшую мужскую роль второго плана и приз зрительских симпатий. Интересно, что в номинации «Лучшая женская роль второго плана» лучшими были признаны только артистки Марийского театра оперы и балета: Светлана Сергеева (Магнолия в балета «Чиполлино») и Анастасия Ершова (Стасси в оперетте «Сильва»). Исполнитель роли Бони в оперетте «Сильва» Сергей Гарашкин тоже не остался не замеченным жюри, получив специальную премию «За чувство жанра».

YO-teatr_1

«Лучшая мужская роль» досталась актеру Театра-центра для детей и молодежи Игорю Актуганову за исполнение роли Обломова. а лучшей в театре кукол стала актриса Сауле Этлис — исполнительница роли черепахи в спектакле «Золотой ключик». Ее обаятельная и немного сумасшедшая Тортила покорила жюри даже больше, чем собственно главный герой.

Надо отметить, что в этом году не были присуждены премии в номинациях «Лучшая режиссура», «Лучшая эпизодическая роль» и «Лучшая партия в опере» — эти награды распределились на роли второго плана.

Судя по обсуждениям спектаклей марийских театров, фестиваль «Йошкар-Ола театральная-2017» прошел довольно успешно. Однако же, надо признать, фестивальная афиша была не особенно-то и… фестивальна. В том самом высоком смысле искусства, когда остается изумительное послевкусие, наступает пресловутый катарсис, а после просмотра спектакля пробирает до мурашек. Представленные в этом году спектакли в целом крепкие, добротные, профессионально сделанные, но увы — не ах. Будем надеяться, что в следующем году «Йошкар-Ола театральная» станет действительно фестивальной.

Все новости Йошкар-Олы читайте на сайте интернет-издания МедиаПоток