Анна Санникова: «Художники должны говорить на разных языках»

Лауреат государственной молодежной премии имени Олыка Ипая Анна Санникова рассказала о работе, принесшей ей высокую награду.

Лауреат государственной молодежной премии имени Олыка Ипая Анна Санникова рассказала о работе, принесшей ей высокую награду.

На прошлой неделе в Марийском государственном академическом театре оперы и балета открылись два музыкальных фестиваля: Международный фестиваль волыночной музыки «Шӱвыр» и IV Всероссийский фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей национальных инструментов народов России «Многоликая Россия».

Специально для фестиваля волыночной музыки в театре был создан уникальный проект «Шӱвыр sound project». Композитор и главный режиссер театра Григорий Архипов написал музыку, а видеоряд подготовила художник, преподаватель рисунка, живописи, композиции Йошкар-Олинского художественного училища Анна Санникова. Две видеокомпозиции «Рождение волынки» и «Книга жизни» объединили мифологию, живопись и мелодию, став замечательным подарком поклонникам искусства.

Накануне открытия фестиваля стали известны имена лауреатов государственных молодежных премий Республики Марий Эл за 2019-2020 годы. Одна из премий в области литературы, искусства и архитектуры имени Олыка Ипая была присуждена Анне Санниковой за цикл художественных произведений «Книга жизни».

«Книга жизни»

С этими картинами в Марий Эл уже многие знакомы. Впервые «Книга жизни» была представлена в республиканском музее ИЗО весной 2017 года. Работы выставлялись в Марийском национальном театре драмы им. Шкетана, в президентской школе-интернате, в Республиканской детско-юношеской библиотеке им. Колумба, принимали участие в Кубке России по художественному творчеству, в международном конкурсе «Радуга над Кокшагой». В том же 2017 году работы были представлены в Германии.

– Самой значимой оценкой для меня стало именно принятие иностранным зрителем. Ведь такая далекая, незнакомая культура оказалась ему совершенно понятна, – говорит Анна Санникова. –  Глядя на работы, зрители сразу улавливали суть, объяснять приходилось лишь некоторые нюансы. А вообще главной целью создания этих работ было познакомить с марийской культурой людей, живущих не только в Марий Эл, но и во всей России и в Европе.

Анна родилась и выросла в нашей республике. Для нее, как для потомственной художницы, естественно стремление обратиться к традиционной культуре родного края.

– Считаю, что художник должен отражать в своем творчестве то, что его окружает, что он видит и чувствует. Темы истории и особенно мифологии мне всегда нравились. Марийская культура очень богата в плане народного искусства и, конечно же, богата обрядами, традициями, мифами. Мне хотелось отразить все это в своих работах. Пришлось изучить много материала – о вышивке, о мифологии, об обрядах. Я собирала самую разную литературу. Работа над сбором материала длилась около года. Она и до сих пор продолжается.

Фото из личного архива Анны Санниковой

Так постепенно сложился целый цикл произведений «Книга жизни». В этом цикле рассказано многое: от создания земли богом Кугу Юмо до перехода человеческой души в иной мир. Отражен как мир богов, так и мир людей.

– В основу изображений легла национальная вышивка и орнамент. Как и в любой древней культуре, вышивка у народа мари играет огромную роль. Это не только оберег, но и разработанный знаковый язык. Я перерабатывала эти символы, стилизуя изображения людей, животных, растений, даже домов. Работы написаны на негрунтованном холсте, чтобы была видна фактура плетения ткани. Все это отсылает зрителя в далекие времена жизни наших предков.

Картины оформлены в деревянные рамы, в необработанные ветки. Опять же это не только делает работу простой, народной, родной, но и передает некий символ. Ведь деревья для марийцев – это проводники между богами и людьми.

– Фестиваль волыночной музыки открыл для меня новую главу творчества, – признается Анна. – Григорий Архипов предложил принять в нем участие и написал музыку, которую вы уже слышали на фестивале. Мы вместе сделали два номера. Для первого я подготовила анимированные композиции, а для второго создавался видеоряд из готовых работ. Можно сказать, что мы вдохновили друг друга на новое творчество. Это очень интересный опыт!

Современный мир очень изменчив. А искусство, которое по определению должно идти на шаг впереди общества, приобретает новые, порой причудливые формы. Для Анны Санниковой и других творцов это еще один повод развиваться, бесстрашно стремиться в будущее.

– Работая вместе, разные виды искусства дополняют и обогащают друг друга, рождая у зрителя подчас невероятные ощущения, которые не с чем сравнить. Я стараюсь отслеживать такие вещи. Например, всегда интересно, как классические театральные постановки приобретают современный вид. Я некоторое время работала с VR и хочу отметить, что и здесь традиционное искусство уверенно живет, уже в новом виртуальном формате. Живописные полотна оживают, наполняются двигающимися героями, звуками и музыкой.

«Рождение волынки»

Анна продолжает работать над национальной тематикой. Под ее пером родилась еще одна серия работ – графические иллюстрации на тему марийской культуры и мифологии. Она пробует разные способы выражения своих мыслей и чувств и учит этому своих студентов.

– Основная моя задача как преподавателя, педагога – дать ребятам базу художественных знаний. Но есть и другая задача, не менее важная: сохранить индивидуальность каждого студента. Ведь художники должны говорить на «разных языках».