Танцевальная философия бытия: в Йошкар-Оле прошел хореографический форум

На сцене Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева 12 молодых хореографов показали свои постановки и выслушали мнения мэтров балетмейстерского искусства

Уже во второй раз столица Марий Эл приняла у себя федеральный форум «Дебютные проекты молодых хореографов». На сцене Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева 12 молодых хореографов показали свои постановки и выслушали мнения мэтров балетмейстерского искусства.

«Дебютные проекты молодых хореографов» — это федеральный форум, поддерживаемый Министерством культуры России. Это не конкурсное состязание, а скорее творческая лаборатория: ребята привозят на суд экспертного совета свои работы, а эксперты, среди которых в прошлом видные танцовщики, а ныне балетмейстеры или преподаватели, дают практические советы по их доработке, причем не только в плане собственно хореографии, но также в части драматургии номера и даже светового и костюмного решений.

«Аутофилия». Хореография Ирины Сергеевой. Исполняет автор.
«Аутофилия». Хореография Ирины Сергеевой. Исполняет автор.

В каком направлении двигаться начинающим постановщикам современного танца? Как найти возможность заявить о своем таланте, а главное, коллектив, для которого можно поставить несколько хореографических номеров? Как всецело заявить о себе в современном сценическом пространстве? Именно для решения этих вопросов и были созданы «Дебютные проекты».

Впервые форум прошел еще в 2011 году в Москве и Санкт-Петербурге, затем он проходил в Красноярске и Новосибирске, в 2013 году — в Астрахани, теперь же обрел новый дом — Йошкар-Олу, где, как уже было сказано выше, проходит второй год подряд. Будем надеяться, что проект совсем закрепится в нашей республике, каждый раз знакомя жителей с современными направлениями хореографического искусства, с новыми лицами и именами, а главное — с мироощущением современных постановщиков, которое они выражают единственным известным им способом — через движение.

Так, среди представленных номеров были серьезные заявки на философские рассуждения о Жизни, Времени, поиске себя, были даже представлены отрывок из целого балета, хореографические миниатюры по литературным произведениям. Больше всего, наверное, импонировали такие номера, как «Птица» (в хореографии Нины Ульяновой, г. Санкт-Петербург)), «Орфей и Эвридика» (Дмитрий Четин, г. Москва), «Заблудившиеся» (Ольга Кашина, г. Киров), «Ожидание» (Роман Мустафин, г. Черноголовка), «Аутофилия» (Ирина Сергеева, г. Москва) и другие.

Хотя сегодняшние участники проекта в настоящее время живут и творят в Москве и Санкт-Петербурге, свой путь многие начинали в провинциальных российских городах. Кстати, профессиональное образование — непременное условие участия в проекте. Как отмечает его инициатор и вдохновитель, доцент кафедры продюсерства и менеджмента исполнительских искусств ГИТИС Юлия Большакова, здесь не предполагается помощи самодеятельности. Еще одно, не менее важное условие: молодой хореограф должен работать в этой сфере не более 5 лет, хотя при этом ему даже может быть уже за 30.

«Black box». Хореография Татьяны Заскалько. Исполняют Кристина Михайлова и Роман Стариков.
«Black box». Хореография Татьяны Заскалько. Исполняют Кристина Михайлова и Роман Стариков.

«Словосочетание «молодой хореограф» на практике обладает определенной спецификой, — поясняет Юлия Борисовна. — Очень трудно стать хореографом в 17-18 лет, для этого должно быть сложившееся мышление и, как правило, владение танцевальными техниками. Поэтому часто постановкой хореографии начинают заниматься люди, которые находятся уже на стадии завершения своей танцевальной карьеры. Уже понятно, что из себя представляют хореографы, которые давно обрели себя в профессии. Но в чем всегда нуждается талантливый начинающий хореограф? В том, чтобы его увидели, поняли, оценили и поддержали. Именно это мы и предлагаем».

А поддержка здесь серьезная. Еще ни разу не было такого, чтобы кто-то из экспертов не пригласил одного из участников к себе в театр или хореографическое училище для постановки номера, или же не порекомендовал его своим коллегам. Когда форум проходил в Йошкар-Оле в прошлом году, худрук Театра им. Э. Сапаева Константин Иванов не приметил никого для своих танцовщиков. Однако в этом году сразу два номера были поставлены на наших артистов балета.

«Я решил убить двух зайцев, — рассказывает Константин Анатольевич. — Помня, что в апреле следующего года предстоит конкурс «Арабеск» в Перми, в котором примут участие наши солисты балета, и в их программе, помимо классики, должны быть еще и номера современной хореографии, я обратился к одному из экспертов — Льву Шульману, чтобы он посоветовал интересных молодых хореографов. Он предложил двух девушек — Татьяну Заскалько и Ольгу Васильеву. Таким образом я их привлек для участия в нынешнем проекте, и в то же время они получили возможность поработать с артистами нашего театра, а в последующем и принять участие в конкурсе «Арабеск» в качестве хореографов».

Татьяна Заскалько поставила номер «Black box» для Кристины Михайловой и Романа Старикова. Необычная «скрипучая» музыка, темное пространство, которое сверху пробивает один световой луч, и двое, танцующие в этом луче, как в коробке. По словам самой Татьяны, в процессе работы с нашими артистами ей пришлось многое поменять в придуманной первоначально хореографии: «Я видела этих ребят только в классическом репертуаре, и сложно было понять, как они будут двигаться в каком-то современном направлении, поэтому приходилось пробовать, менять и думать, как сделать, уже здесь, в лабораторных условиях».

«Реминисценция». Хореография Ольги Васильевой. Исполняют Екатерина Байбаева и Артем Веденкин.
«Реминисценция». Хореография Ольги Васильевой. Исполняют Екатерина Байбаева и Артем Веденкин.

Номер получился интересный и своеобразный, возможно, непривычный для консервативной публики, предпочитающей более гармоничную музыку. Хореография технически сложная, замысловатая, хотя где-то ее можно немного доработать и усовершенствовать. Благо, до конкурса «Арабеск» еще есть время.

Второй же номер, поставленный Ольгой Васильевой для Екатерины Байбаевой и Артема Веденкина, — «Реминисценция» на музыку Шопена — оставляет менее противоречивые чувства. В последнее время вообще огромное удовольствие наблюдать за этой парой: за их ростом в исполнении классического репертуара, за тем, как ребята осваивают возможности своего тела в современной хореографии. И номер «Реминисценция» только помог им еще больше раскрыться: казалось, что Кате с Артемом очень легко дается язык, предложенный Ольгой Васильевой. Это был тот момент, когда исполнители и лексика хореографа звучали едино. Однако здесь нужно обратить внимание на существование артистов в предложенном световом решении. Оно интересное, но очень сложное, и к сожалению, ребята не всегда попадали в световой луч, отчего часть хореографии просто не прочитывалась. Но это уже технические нюансы.

Кстати, еще двум молодым хореографам — студентам балетмейстерского факультета ГИТИС Дмитрию Четину и Александре Кокшаровой — худрук театра Константин Иванов предложил поставить в нашем театре свои дипломные работы. Что, пожалуй, стало доброй традицией, ведь ранее с сапаевцами уже работали выпускники ГИТИС Екатерина Парчинская, Павел Глухов и Анна Лемешонок.

Ирина Суворова
Фотографии Евгения Никифорова