Педагоги и психологи Марий Эл обсудили профилактику детского деструктивного поведения

В Марий Эл состоялся круглый стол, на котором педагоги и психологи обсудили причины возникновения и способы профилактики деструктивного поведения у детей.

В Марий Эл состоялся круглый стол, на котором педагоги и психологи обсудили причины возникновения и способы профилактики деструктивного поведения у детей.

Хулиганство, правонарушения, причинение вреда самому себе, рискованное поведение вроде прогулок по стройкам и катания на крышах поездов – подростки доставляют немало хлопот как взрослым, так и себе. Как правило, на подобные поступки они решаются не от хорошей жизни. Что могут сделать школа и семья, чтобы предотвратить девиантное поведение? Об этом говорили сегодня заместители директоров по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, классные руководители, ответственные секретари муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалисты органов опеки и попечительства, психиатры и психологи.

Как отметила, открывая круглый стол, министр образования и науки Марий Эл Лариса Ревуцкая, тема профилактики деструктивного поведения детей находится на государственном контроле, правительство Марий Эл и Глава республики тоже серьезно относятся к этой задаче. Представители образовательной отрасли работают не только с детьми, но и с их семьями, поскольку родители тоже являются участниками образовательного процесса. Соответственно педагоги должны иметь навыки такой работы. Стоит создать в каждой школе республики службу медиации, обеспечивающую защиту прав детей и создающую условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

МВД по РМЭ

Об основных признаках проблем у ребенка рассказала педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Детство Анастасия Муравьева. В жизни школьников хватает стрессов: для кого-то поводом дерзить и хулиганить может стать развод родителей, а кому-то хватает таких перемен, как переход в следующий класс или смена преподавателя.

Как понять, что ребенку нужна помощь? Есть основные признаки: резкое снижение успеваемости, повышенная конфликтность, появление навязчивых движений, жалобы на головные боли, тошноту. Что же делать, как реагировать учителю, если он видит подобные симптомы? Во-первых, он должен дать понять ученику, что он действительно это видит и не остается равнодушным. Если есть возможность оказать реальную помощь – так и сделать. Еще нужно привлечь внимание родителей к поведению их ребенка. Нередко оказывается, что старшие просто не знают о том, что происходит с ребенком, не обращают внимания на явные признаки психологического дискомфорта.

Если упустить момент, то с большой долей вероятности позже подросток привлечет к себе повышенное внимание уже своими проступками. Не находя помощи и поддержки, дети нередко начинают прогуливать школу, нарушать всевозможные правила, сбегать из дома. И здесь требуется уже коллективная работа семьи, учителей, психологов.

Фото: vk.com/chp_yola12

Собственно, как отметили на круглом столе, школа обязана вести профилактику деструктивного поведения учеников, и делать это не только общими мерами вроде лекций о здоровом образе жизни, а адресно – к мальчикам и девочкам требуется разный подход, как и к детям разного возраста. При этом важно, что и сами взрослые, которые занимаются профилактикой и помощью детям, должны регулярно проходить соответствующее обучение и переобучение.

Родители приводят детей к психологу, когда те уже немало натворили, говорит сотрудница психоневрологического диспансера Нана Керимова. И даже не задумываются, что в такой ситуации требуется семейное консультирование, поскольку они тоже должны решать проблемы своего ребенка.

Когда нужна консультация психолога или психиатра? Не в том случае, когда ребенок полгода не ходит в школу, связался с плохой компанией, подписался на подозрительные группы в соцсетях и от него то и дело пахнет сигаретами и алкоголем. Намного раньше: как только заметили, что у него часто бывает плохое настроение, стал хуже спать, не хочет в школу.

Еще одной темой для обсуждения стали замещающие семьи. Чаще всего, если родители отказались от ребенка или лишены родительских прав, его передают бабушкам и дедушкам. А те, во-первых, в отличие от других опекунов не проходят специальное обучение, а во-вторых, порой не решаются признаться самим себе и учителям, что не справляются с плохим поведением подростка. Это особенно актуально в небольших населенных пунктах, где все всех знают. Поэтому особенно важна роль школы – сотрудники имеют право обратиться в органы опеки, если видят, что ученик не может найти общий язык с опекунами.