Пронзительный спектакль-исповедь «Письма с фронта» показан в Йошкар-Оле

(р) Евгений Никифоров

Йошкар-Ола, 7 мая. На сцене Марийского государственного театра оперы и балета им. Э.Сапаева в канун Дня Победы был показан эмоциональный балет «Письма с фронта».

Накануне в стенах театра был дан спектакль, увидев который, редкий зритель мог сдержать слезы. Уникальность постановки в том, что со сцены звучат не красивые, но кем-то придуманные слова – здесь читаются отрывки подлинных фронтовых писем, найденных в архивах. А вместо музыки порой надрываются воем сирены и разрываются бомбы…

(р) Евгений Никифоров

Одним из тех, кто не смог пропустить спектакль-событие, стал Глава Марий Эл Александр Евстифеев, пришедший в театр вместе с супругой, чтобы самому оценить масштаб балета «Письма с фронта».

— Рассказана история о самом сложном периоде в жизни страны. Кнопка всемирной катастрофы была нажата, но мы знаем, что советские солдаты, вся наша страна не позволили этой катастрофе случиться. Мы отстояли свое право на нормальную человеческую жизнь, с ее радостями, успехами, право любить своих детей, близких, — сказал Глава региона Александр Евстифеев сразу после окончания спектакля, когда впечатления были максимально яркими.

— И мы рады вот таким сценическим решениям, которые нам сегодня продемонстрировали, — оценил Глава и художественную ценность постановки, вкус авторов. — Когда в иных сюжетах все сводится к тому, что немец — дурак, а наш боец — молодец, — это тоже, конечно, правильно. Но вот такое, глубокое восприятие самой сути войны, рассказ о том, что идеология фашизма не вправе покушаться на нормальную человеческую жизнь, — это очень глубоко и очень серьезно.

Балет «Письма с фронта» достаточно свеж, его премьера на сцене театра оперы и балета прошла в 2015 году. Изначально это была экспериментальная постановка молодого хореографа из Москвы Нины Мадан и режиссера Дмитрия Жарова. Но из эксперимента балет быстро превратился в классику: на 20-м фестивале «Йошкар-Ола театральная» «Письма с фронта» получили Гран-При как «Лучший спектакль года».

(р) Евгений Никифоров

Дуэт главных героев проникновенно исполнили Светлана Сергеева и Кирилл Паршин, создав на сцене щемящую, но светлую историю любви…

— Тело танцует, а вот в голове звучат все эти слова, все эти письма, которые были реально написаны нашими бойцами, — говорит Светлана Сергеева, исполнительница главной роли. — Все это прокручивается в голове, и ты пытаешься сдержать слезы…

— Балет по-настоящему подлинный, без вранья, — продолжает ее партнер в сюжетной линии Кирилл Паршин. — Это балет о надежде, вере и любви. О тех настоящих чувствах, которые люди испытывали на войне, на передовой. И не нужно здесь ничего придумывать, потому что слова, которые рассказывают на сцене наши чтецы, они настоящие, из сердца.

(р) Евгений Никифоров

В основе спектакля вокально-симфоническая поэма Валерия Гаврилина «Военные письма». Здесь вместо классических па – непривычная для академической сцены современная пластика. Спектакль «Письма с фронта» не укладывается в рамки обычного балета: эмоциональный, искренний, пробирающий до мурашек, требующий полной отдачи от артистов. Ведь «Письма с фронта» нужно не танцевать – их нужно прожить на сцене.

— Я никогда не забуду, — вспоминает художественный руководитель театра, а ныне министр культуры РМЭ Константин Иванов, — как три года назад, когда шла сдача спектакля, меня пригласили оценить сделанную работу. И когда ребята танцевали финал, они все… плакали, не только артистки балета, но и артисты. От пережитого за 50 минут у них было эмоциональное потрясение, у каждого! И это отличает «Письма с фронта» от всего, что мы видели, во всяком случае, от того, что видел я в своей жизни.

Как рассказывает ТВ «МЭТР», балет «Письма с фронта» танцуют в театре всего несколько раз в год – перед праздником Великой Победы. И всякий раз здесь заново проживают каждую судьбу, уместившуюся в нескольких строчках фронтового письма.

— Этот спектакль стал символичным посвящением грядущему священному Дню Победы, — подчеркнул Александр Евстифеев. — Огромное спасибо нашим учреждениям культуры, подтверждающим, что мы помним о десятках тысяч солдат, которые не вернулись в нашу республику с фронта. Мы помним о тружениках тыла, которые ковали Победу своим трудом. И мы помним тех, кто лечил травмированных и раненых, создавая им условия для жизни. Мы помним всех, кто защитил наше право на жизнь. Сейчас всЯ РЕСПУБЛИКА готовится к празднику Великой Победы. И мы сделаем все, что встретить его достойно!