Дошкольное образование в Марий Эл становится открытым и креативным

МедиаПоток взялся оценить положение дел в системе дошкольного образования Республики Марий Эл.

Йошкар-Ола, 24 мая. МедиаПоток взялся оценить положение дел в системе дошкольного образования Республики Марий Эл.

Идея родилась после социологического исследования, которое провели в республике социологи МарНИИЯЛИ. Соцопрос показал, что качеством дошкольного образования в республике удовлетворены 52,1%. При этом, доля тех, кого не устраивает уровень образовательных услуг, невелика. Так, работой системы дошкольного образования в Марий Эл недовольны всего 4% респондентов.

Прокомментировать эти цифры примерами из жизни МедиаПоток попросил представителей детского сад №80 «Ужара» в Йошкар-Оле — заведующую Веру Вертинскую и старшего воспитателя Ирину Ямбулатову.

Заведующая детским садом №80 «Ужара» в Йошкар-Оле Вера Вертинская

— Считаете ли вы эту оценку социологов обоснованной? Вам ли не знать состояние дел и умов, настроения, которые царят в этой сфере…

— Да, оценку жителями качества предоставляемых образовательных услуг в республике считаем обоснованной. Более того, в 2017 году мы являлись членами рабочей группы Общественного совета по независимой оценке качества образовательной деятельности в Йошкар-Оле.

Оценка проводилась по каждому образовательному учреждению, учитывались показатели доступности информации об организациях, комфортности условий работы, проводилось также анкетирование самих родителей воспитанников.

В результате, составлен рейтинг детских садов, который размещен на официальном сайте bus.gov.ru. Детский сад №80 «Ужара» в рейтинге по Йошкар-Оле занимает 6 место среди 105 организаций, по республике – 46 место среди 599 коллективов, по России – 1682 место среди 93289 организаций.

На наш взгляд, независимая оценка способствует повышению качества образовательных услуг, развитию конкурентоспособной среды среди образовательных учреждений республики.

— Какие главные достижения вы видите в отрасли дошкольного образования региона?

— Хотелось бы отметить открытость и доступность информации о дошкольных образовательных организациях в интернете: официальный сайт, страничка Вконтакте, которая предусматривает и обратную связь с родителями (или законными представителями) воспитанников.

Например, у нас есть и свой сайт, и группа Вконтакте, которая ежедневно пополняется новыми подписчиками как среди родительской общественности, так и со стороны наших социальных партнеров.

В группе освещаются ключевые события, встречи с интересными людьми, достижения участников образовательного пространства, происходит активный обмен мнениями. Наша деятельность открыта, направлена на познавательное, умственное развитие дошкольника. Благодаря интернету родители видят, чем занимается ребенок в детском саду.

Старший воспитатель детсада Ужара Ирина Ямбулатова

— А родители как-то участвуют в жизни учреждения?

— Конечно! Наши папы и мамы входят в состав Управляющего совета детского сада — мы являемся региональной экспериментальной площадкой по отработке модели государственно-общественного управления.

— Какие именно услуги можно получить в вашей сфере бытия?

— Сегодня в дошкольных образовательных учреждениях Йошкар-Олы развита система дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, позволяющих совершенствовать педагогический процесс, развивать способности воспитанников, работать как с одаренными, так и особыми детьми.

Например, у нас 80% детей охвачены дополнительными образовательными услугами. Анкетирование родителей показало, что 96% респондентов удовлетворены качеством платных образовательных услуг в детском саду «Ужара».

— Следовательно, к вам приходят и родители с особыми детьми?

— Да, у нас созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них разработаны специальные адаптированные образовательные программы, пособия и дидактический материал. Работают психологическая, дефектологическая, логопедическая, консультативная службы. Дети получают полноценную квалифицированную помощь.

— Знаю, что вы активно участвуете в волонтерстве…

— Мы активно занимаемся волонтерской и природоохранной деятельностью, включаясь в решение социальных проблем Йошкар-Олы. Например, весной 2017 года мы присоединились к реализации городского проекта «Комфортная городская среда», направленного на благоустройство дворов города. Общими усилиями с родителями мы привели в порядок газоны, клумбы, детские площадки, побелили деревья и развесили скворечники во дворах микрорайона «Гомзово», где проживают наши воспитанники.

В сентябре 2017 г. стали победителями городского конкурса цветников «Цветущий город- 2017», посвященного Году экологии. В мае этого года стали участниками городского конкурса «Корпоративный субботник», организовав ряд природоохранных добровольческих акций. Изменить подходы к природоохранным вопросам можем только мы сами, наше общество.

Волонтерская работа

— Какие еще общественно значимые акции на вашем счету?

— Мы ежегодно проводим акции, направленные на помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей центра «Детство», «Дома малютки» и детям из малообеспеченных семей республики. Такая добровольная деятельность формирует у наших воспитанников активную жизненную позицию. Родители воспитанников, решая в меру своих сил проблемы сирот, более осознанно понимают важность сохранения института семьи, поддержания здорового образа жизни, потребность ребенка в любви и заботе.

Еще одним нашим достижением является инновационная форма работы детского сада в летний период в традициях оздоровительного лагеря. Это общие утренние линейки, переклички отрядов, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, тематические дни и тематическое оформление участков, экскурсии и масса увлекательных занятий для наших воспитанников.

Патриотическая акция Свеча памяти

— Какие бы вы отметили недостатки в отрасли дошкольного образования?

— Пожалуй, главной проблемой дошкольного образования в Марий Эл является… финансирование, недостаток которого приводит к сложностям кадрового обеспечения, особенно младшего обслуживающего персонала. В нашей отрасли актуален вопрос проведения оптимизации кадров. Кроме того, типовые здания дошкольных образовательных организаций, как правило, являются старыми постройками, значительная часть которых требует капитального ремонта.

— Как бы вы оценили инициативы правительства РМЭ по обеспечению качества услуг в сфере дошкольного образования?

— В плане действий значится такое мероприятие, как «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Марий Эл» в сфере дошкольного образования. Эта инициатива правительства Марий Эл направлена на обеспечение доступности и высокого качества услуг дошкольного образования, введение эффективного контракта — и заслуживает высокой оценки.

Мы полностью поддерживаем необходимость создания дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях, развитие вариативных форм дошкольного образования, создание условий для привлечения негосударственных организаций в эту сферу, обеспечение доступности дошкольного образования, а также привлечение молодых талантливых педагогов. Например, в нашем коллективе 44% сотрудников – это педагоги в возрасте до 35 лет.

— Какой бы вы хотели видеть отрасль в будущем?

— Дошкольное учреждение должно соответствовать своему времени и запросам общества. В будущем хотелось бы позитивных изменений: качественное оснащение как инфраструктуры учреждений (мебель, оборудование), так и воспитательно-образовательного процесса (развивающие игрушки, пособия, наглядность), использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми.

Вообще, мы считаем, что необходимо разработать Программу информатизации системы дошкольного образования для решения двух основных вопросов:

— обеспечение качества образовательных ресурсов — телевидение, интерактивные доски, компьютерные обучающие и развивающие игры, роботизированные игрушки;

— повышение уровня безопасности детей в детских садах — видеонаблюдение, система слежения и т.д.

Необходим также кадровый ресурс, отрасли нужны специалисты разной направленности — учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели по изобразительному искусству и — особенно! — учителя марийского языка.