Новый прокурор Марий Эл рассказал, что он думает о республике

Вчера прокурор Марий Эл Сергей Беляков собрал у себя на чай руководителей СМИ, чтобы в ходе неформальной встречи познакомиться, поговорить «за жизнь», обсудить темы, которые на слуху у всех.
(р) Сергей Смирнов

Йошкар-Ола, 29 августа. Вчера прокурор Марий Эл Сергей Беляков собрал у себя на чай руководителей СМИ, чтобы в ходе неформальной встречи познакомиться, поговорить «за жизнь», обсудить темы, которые на слуху у всех.

Вообще, хозяин произвел приятное впечатление. Пришел без мундира, сел с гостями рядом, на равных, от вопросов не уходил — напротив, на каждый давал ответ в подробностях, не отделываясь, как бывает у чиновников, дежурными фразами. Разговор получился очень личным. И, что важно, на такое же открытое общение с прессой руководитель настраивает и своих коллег.

Это было первое глубокое интервью Сергея Белякова в своей должности, хотя на пост он заступил еще в феврале. Почему такая пауза?

«На второй день рассказывать, что я пришел сюда «шашкой рубить», считаю, было бы неправильно, — подчеркнул прокурор. — Надо было в курс дела войти, сначала наработать фактуру. Как говорят на Кавказе, если ты три дня пробыл в Дагестане, ты — наш».

К слову, Сергей Геннадьевич, действительно, поработал в прокуратуре этой непростой республики, равно как и ещё в целом ряде регионов. Трудился следователем по особо важным делам, был прокурором Набережных Челнов, был заместителем прокурора Нижегородской области, затем Дагестан и вот теперь — Марий Эл.

О Йошкар-Оле

— Раньше, 20-30 лет назад города были все на одно лицо, чуть хуже, чуть лучше. Мне больше нравились небольшие города. Так получилось, что приехал именно в такой город. Нравится ли мне здесь? Хм… двойственное чувство. Я 42 года прожил в Татарстане, где развитие несколько опережает другие регионы, потом работал в Нижнем Новгороде, Дагестане. Всё относительно. Мне Йошкар-Ола нравится.

К любому городу все равно надо привыкать. И только потом оказывается, что роднее места нет. Откуда бы я ни уезжал, всегда… с кровью. На Кавказе было непросто, у людей свой менталитет, но, когда надо идти с ваххабитами воевать, они первыми пойдут в бой, прикроют друг друга. Поэтому каждый регион для меня как родной, там остались друзья и по службе, и по жизни.

О наших проблемах

— Ну, а проблемы, как и везде: дороги, ЖКХ. Мы отслеживаем ситуацию, с Главой региона встречаемся, с его заместителями. Думаю, что качество жизни с каждым годом будет улучшаться. У вас… теперь уже — у нас… красивая набережная, надеюсь, будет развиваться туристический кластер. Да, было много долгов, их надо сначала отдать, а потом идти дальше. С федеральным центром работать на паритетных началах, в программах участвовать.

Конечно, проблемы есть, школ не хватает, в Сомбатхее, например, мы это знаем, много вопросов в строительстве. Словом, органам власти есть, чем заниматься. Мы, в свою очередь, будем помогать, чтобы не допускать хищений денежных средств, которых и так не много. Свежий пример — задержание зам. главы Йошкар-Олы по подозрению в коррупции. Знаете… Люди уже теряют чувство меры. При многочисленных проблемах в городе и нехватке средств такие факты недопустимы.

«Была информация, что задержание Загайнова может быть связано с увольнением начальника полиции. Это, правда, одна цепочка?» — вопрос от МедиаПотока.

— Нет, насколько мне известно. У начальника полиции корни из Белоруссии, и как раз с этим вопрос был связан. Что именно? По моим данным, он не указал некоторые сведения о своих доходах. Я так понимаю, вопрос о существенных цифрах. Впрочем, подробностями не располагаю, официальной информации пока нет.

О закрытии ТЦ «Плаза»

— По нашему иску судом вынесено решение о приостановлении эксплуатации ТЦ, которое обжаловано ответчиком. Пока идет судебное разбирательство, владелец комплекса принимает меры к устранению недостатков, которых было выявлено 80. Вопрос находится на контроле, потому что речь идет о безопасности людей, в том числе детей. Мы все знаем о «Хромой лошади» и «Зимней вишне», и не хотелось бы, чтобы такие трагедии произошли у нас. Отношение к этому должно быть самым серьезным.

«Как вообще разрешили такое строительство, как «Плаза»? Вплотную к кинотеатру «Октябрь», историческому зданию?» — прозвучал вопрос от коллег.

— Мне сложно сказать, я тогда работал в другом регионе. Но когда я прохожу мимо, то в это здание не захожу принципиально, так как на сегодняшний день есть решение суда о приостановлении его эксплуатации — этот ТЦ небезопасен. Устранит владелец нарушения — ради Бога. Потому что безопасность превыше всего. Если не устранит, то мы будем стоять на своей позиции до конца…

«Вплоть до сноса?» — уточнила пишущая братия.

— Ну, пока вопрос о сносе не стоит. Построен торговый центр законно, вопросы есть к эксплуатации. В некоторых ТЦ какая ситуация? Детские площадки делают на самом верху — пока дойдут до них люди с детьми, то, наверное, что-то купят. Но детские центры следует строить не выше второго этажа!

О приоритетах

— Откройте закон о прокуратуре — все задачи у нас приоритетные, все! Всё лето мы готовимся к отопительному сезону. Республика лесная — конечно, на это тоже обращаем внимание, на пожары, в частности. Борьба с коррупцией — постоянная тема. Проверяем сведения о доходах, выходим с инициативой к Главе, чтобы лишили полномочий тех или иных депутатов, возбуждаются уголовные дела. Преступность несовершеннолетних… Всё важно.

В регионе еще недавно были серьезные проблемы с обманутыми дольщиками. Но сейчас эта проблема властями в республике решается. Одними из первых мы приняли закон о том, что, если кто-то с инвестициями выходит на рынок и заканчивает долгострой, ему бесплатно выделяют землю. По двум домам проблемы в основном решены, по третьему — идут переговоры, лед тронулся, и мы тоже подключаемся к этому процессу.

Эпидемиологическое состояние тоже оцениваем, мусорные свалки, благоустройство территорий, стабильную выплату зарплаты… Словом, отслеживаем все сферы жизни. Когда сложно, тогда на передний фронт и выходят прокуроры.

О назначении

«Как происходило ваше назначение? Почему вы и почему в Марий Эл? Понятно, что приказ у государевых людей не обсуждается. Но. Значит ли это, что вы направлены сюда — как и первое лицо — спасать положение?» — вопрос от МедиаПотока.

— Знаете что, я себя мессией никогда не чувствовал, я просто работал. О каждом назначении можно так сказать. Ничего удивительного. Я с 2010 года стоял в резерве на вышестоящую должность. Каким образом подбирают человека «там», в верхах, я не знаю. Но есть резерв, куда подбирают кандидатуры, отслеживают их. Видимо… заслужил.

О себе

— Я пришел в прокуратуру в довольно позднем возрасте, в 30 лет. И говорил: «Я здесь ненадолго». В то время было модно уходить в банки, большая зарплата, преференции. Многие пошли в эту сферу. А я… пошел следователем. Год, два, был признан лучшим следователем, потом назначили прокурором района. Так и затянуло…

Каждое мое назначение на вышестоящую должность было для меня неожиданным. Но ни об одном не жалею. Каждый регион — уникален. Кавказ тоже стал для меня школой жизни. Легка ли такая жизнь с переездами? Об этом надо спросить у моей жены и детей.

Дети? У меня сына. Взрослые? Да нет. Одному сыну 14 лет, второму — семь. Я сам к бытовым условиям отношусь проще, приходилось жить и в гостиницах. Правда, хочется уже и остановиться, дом или дачу начать строить, больше внимания уделять семье.

Хобби? Играю в бильярд, могу на коньках покататься. Тулуп тройной не сделаю, но но на льду держусь уверенно. Сейчас семья сюда переехала, будем вместе заниматься спортом. Так что всё образуется…