Рождество по-белорусски: праздничный стол, озорные игры и гадания

en.etna.by

Йошкар-Ола, 4 января. Узнаем, как исстари отмечали Рождество Христово белорусы: праздничное застолье, озорные игры, девичьи гадания и другие традиции.

МедиаПоток продолжает сказание о том, как издревле отмечали свои праздники народы и национальности, населяющие Марий Эл. Завтра — светлое Рождество. Вера Новик, представитель белорусов в Марий Эл, рассказала нам, как отмечали Рождество Христово в белорусской деревне.

Что удивительно в наш век инета, этот текст на 100% (!) уникален, потому что взят — из жизни! Давайте совершим это, правда, уникальное путешествие в деревню Малая Воля Дятловского района Гродненской области Беларуси, в ту чудную атмосферу ожидания Праздника:

ddn24.ru

— Рождество Христово является самым ожидаемым, светлым и значимым праздником в календарном году, который празднуют в разных странах мира, в том числе и Беларуси. Это праздник с богатыми традициями многовековой истории христианства. Они побуждают человечество к миру, добру, взаимопониманию.

По сложившейся православной традиции накануне Рождества Христова, которое в деревне называют Коляды, жители придерживались сорокадневного поста, который определялся во многом небогатым сельским бытом. В сельской глубинке было сложно, да и практически невозможно приготовить 12 блюд, символизирующих сакральный характер Рождественского праздника. Ассортимент блюд был невелик.

Первым блюдом считался грибной квас. Его основные ингредиенты: белые сушеные грибы, перловая крупа, свежая или квашеная капуста, соль, морковь и лук. Все содержимое заливали водой и варили. Второе блюдо — вареный картофель, который макали в муку из льняного семени, измельченного в ступке или вареную бруснику с сахаром. Напитком служила «саладуха».

ok.ru / antonovsad

Для ее приготовления использовали ржаную муку, заливали холодной водой и в большом горшке ставили в печь томиться на 2-3 часа. Загустевшее содержимое разбавляли холодной кипяченой водой до жидкого состояния, добавляли корки ржаного хлеба домашней выпечки, ставили в теплое место, чаще всего на ночь, чтобы оно закисло. К утру напиток был готов. Пили с добавлением сахара, от чего напиток и получил свое название «саладуха» от саладить — русское «подсахарить». В постные дни готовили также тушеную картошку, капусту с грибами, запекали картофельную бонду «бабу» на большом противне или в небольшом горшке.

Длительный пост завершался вечером 6 января кутьей. Участие в подготовке вечерней трапезы принимали все члены семьи. Дети приносили в дом дрова, чтобы затопить печь, помогали прибраться в доме. Хозяйка утром должна была сварить кутью из перловой крупы. Хозяин приносил в дом небольшую охапку сена как символ библейских яслей, где на свет появился младенец Иисус, клал в угол, где висела икона. На сено ставили в горшке готовую кутью. Во время ужина стол покрывали сеном и белой скатертью. Кутью перекладывали в большое блюдо, добавляли мед или сахар и ставили посреди стола.

enewz.ru

Все собравшиеся члены семьи должны были опустить свои ложки в кутью. Хозяин по часовой стрелке поворачивал блюдо с кутьей, и каждый с закрытыми глазами старался определить свою ложку. Это был своего рода обряд единения семьи, ее сохранения в дружбе и согласии. После ужина хозяйка вытягивала из-под скатерти травинку. Ее длина символизировала урожай льна в текущем году: длинная — урожай ожидается хороший, короткая — плохой. Стол, накрытый в Сочельник, оставался неубранным. Утром остатками кутьи кормили домашнюю птицу, а сеном — крупный рогатый и мелкий домашний скот.

В ночь с 6 на 7 января в некоторых домах наряжали рождественскую елку сосновыми и еловыми шишками. Игрушки в виде разных зверушек, птиц делали из картона, гирлянды — из цветных обложек школьных тетрадок. Особенно оригинальными получались игрушки из яичной скорлупы. Для этого в яйце сверху и снизу делали шилом небольшие отверстия и выдували содержимое. В руках фантазеров скорлупа превращалась в сказочные персонажи.

yandex.kz

Рождественское волшебство, когда сердце наполнялось радостью, а душа — покоем, наступало утром, 7 января. Вся семья должна была находиться дома. Начиналось разговение. Кроме домашних соленых огурцов, грибов, квашеной капусты, на столах появлялись мясные блюда из свинины: домашняя вареная и жареная колбаса, квашанина (холодец).

Но главным местным изыском была наливайка. Для приготовления этого рождественского блюда использовали хорошо очищенные толстые кишки и желудок убитого накануне праздников кабана (каляду). Их наполняли тестом из мелко натертой картошки, в которую добавляли муку, лучше всего — гречневую, обжаренный лук со шкварками, концы завязывали прочной нитью и ставили в печь на 1,5 — 2 часа. Готовую наливайку ели со сметаной или свиной поджаркой. Рецепт блюда кажется не особо аппетитным, но, если попробовать, — это очень вкусно и сытно.

Поле встречи Рождества начинались Святки, которые продолжались до Крещения, 19 января. Это было время полного раскрепощения, отдыха от тяжелого физического труда и обретение сил с упованием и на волю Всевышнего для дней грядущих. По всем канонам в дни Святок запрещено было шить, рубить, резать. Считали, что все это может негативным образом отразится на человеке, который не соблюдал существующих традиций.

en.etna.by

Нельзя было в праздничные дни никому ничего давать или передавать. Опасались, что в будущем доход семьи может перейти в другие руки. Помня и соблюдая православные добродетели, жители деревни радовались волшебству пришедшего праздника, ходили в гости, собирались поиграть в карты, вспоминали былое.

Урожайные годы лесных орехов особенно радовали взрослых и детей в это время. Собранные осенью орехи, которые исчисляли копами (одна копа ровнялась 60 орехам), полагалось использовать только на Коляды (Рождество) во время игры «Цот ци лишка» («Четное или нечетное число»), в которой принимали участие взрослые и дети.

Обладатель немалого количества коп брал горсть орехов и зажимал их в ладони. Участвующие в игре и имеющие свои копы по очереди должны были отгадать четное или нечетное число орехов было в руке. Правильно отгадавший получал их в награду. Если ответ был неверным, следовало вернуть то количество орехов тому, кто их предлагал для отгадывания. Игра всегда проходила бурно, весело, иногда были недовольные, но те, кому больше всего повезло, охотно делились выигрышем и вместе со всеми начинали с удовольствием щелкать орехи.

medikforum.ru

Святки были временем веселья и забав для молодежи. Вечером на Рождество, когда уже завершилось время поста, они устраивали свой праздник, который назывался игрыщо. Это была вечеринка, где собирались девушки и парни, вместе вкушавшие рождественские яства. Завершалась встреча веселыми танцами, куда охотно приходили поглазеть и посудачить пожилые сельчане.

Во время Святок незамужние девушки по вечерам гадали на суженого. Одни желали узнать, с какой стороны может явиться жених. Для этого необходимо было в Рождественскую ночь выйти на улицу и прислушаться, в какой стороне в это время залает собака. Другие считали количество бревен, принесенных в дом для обогрева дома. Четное количество означало быть в паре, а значит, выйти замуж. Аналогичных последствий ожидали девушки, когда опускали в воду орехи по паре и они сходились вместе после бурно раскаченной воды в сосуде. Не засидеться в старых девах, первой выйти замуж- это была заветная мечта каждой девушки.

motto.net.ua

Предсказание в этом случае могла сделать и черная курица. Для этого каждая из собравшихся девушек высыпала на пол горстку зерна. Чьи первые зерна начинала клевать курица, та девушка должна была первой выйти замуж. Замужество могли предсказать и сельчане. В святочные дни девушкам достаточно было подойти к окнам дома, где они собрались посудачить и услышать слова: «пошла», «вышла», «взял», «увез». Эти магические слова и должны были стать отправной точкой обретения счастья. Зная этот обычай, сидевшие в доме собеседники, услышав хруст снега под окнами, начинали сознательно как можно чаще употреблять нужные для девушек слова. Это уже была своеобразная игра умудренных опытом жителей деревни и молодежи.

Парни, в отличие от девушек, устраивали порой совсем нешуточные забавы. Ночью, забравшись на крышу соседского дома, могли закрыть дымоход и утром хозяйка получала рождественский «подарок» — дымовую завесу в доме. Они могли разнести в разные стороны всю поленницу, которую складывал хозяин в течение нескольких месяцев. Внешняя ручка входной двери в чьем-то доме могла быть крепко привязана длинной веревкой к забору или стоящему во дворе дереву. В этом случае выручали соседи.

liveinternet.ru

Игры, забавы, теплые беседы, радостные встречи, ожидание человеческого счастья -это все, чем были наполнены Святки. Завершение праздника — Крещение. Жители деревни в полночь шли на речку к проруби за святой водой. Ею было принято освящать дом и домашний скот в сарае. Каждый член семьи должен был взять шерстяную нить, завязать на ней столько узелков сколько грехов совершил за год и сжечь. С чистой совестью, новыми заботами продолжалась жизнь небольшой белорусской деревеньки.

З наступiу́шым Новым годом i Радджством Хрыстовым вiншую жыхароу́ Рэспублiкi Марый Эл, землякоу́-беларусау́! Жадаю каб жыцце кожнага чаловека было напоу́нена цяплом, шчасцем, дабрабытам!

С наступившим Новым годом и Рождеством поздравляю всех жителей Республики Марий Эл и земляков-белорусов! Желаю, чтобы жизнь каждого была наполнена теплом, радостью и благополучием! С искренним уважением, Вера Новик.

kp.by