Депутаты Госдумы обсудили важнейшие проблемы здравоохранения РФ

Внутрифракционная группа депутатов Государственной Думы от «Единой России» под руководством первого замруководителя фракции Виктора Кидяева обсудила наиболее важные проблемы и актуальные вопросы, сложившиеся сегодня вокруг российского здравоохранения. В качестве эксперта на заседание группы был приглашен первый замглавы Минздрава Игорь Каграманян. Вопросы к нему нашлись почти у каждого из 70 пришедших на встречу депутатов.

Внутрифракционная группа депутатов Государственной Думы от «Единой России» под руководством первого замруководителя фракции Виктора Кидяева обсудила наиболее важные проблемы и актуальные вопросы, сложившиеся сегодня вокруг российского здравоохранения. В качестве эксперта на заседание группы был приглашен первый замглавы Минздрава Игорь Каграманян. Вопросы к нему нашлись почти у каждого из 70 пришедших на встречу депутатов.

Первой темой для обсуждения стала политика государства в отношении фонда ОМС и страховых копаний. Депутат Леонид Огуль отметил поступающие из регионов жалобы и предложил снизить размер комиссии страховщикам с нынешних 1-2% до 0,1-1,5%.

Замминистра отметил, что такое предложение уже получило поддержку на совместной рабочей группе Минздрава и Общероссийского народного фронта, требования к страховым медицинским организациям недавно было пересмотрено, и уже с 2017 года размер комиссии на ведение страховых дел уменьшен до 1%.

Кроме того, на организации возложены функции страховых представителей. Чтобы каждый застрахованный по ОМС мог получить профессиональное сопровождение и консультации, а не добивался своими силами полноценного оказания помощи в случае каких-либо затруднений.

На вопрос Виктора Заварзина о состоянии дел в сельской медицине гость проинформировал о продлении в 2017 году программы «Земский доктор», начатой пять лет назад при поддержке партии «Единая Россия».

«За время действия 24 тысячи врачей прибыло в села. Сейчас также увеличен максимальный возраст участников программы с 35 до 50 лет. Решаются вопросы по санитарному транспорту и авиации. В этом году расширены категории населенных пунктов, куда могут направляться врачи: добавлены рабочие поселки, поселки городского типа. Если получится с финансированием, возможно включение в программу и врачей для малых городов», — рассказал замминистра.

Большую дискуссию вызвал вопрос о целях и последствиях проводимой в разных регионах «оптимизации», которая в некоторых случаях сводится просто к объединению медицинских учреждений. Как отметил депутат Иван Фирюлин, после нескольких этапов такой оптимизации больницы, особенно в отдаленных населенных пунктах, очень потеряли в доступности медицинских услуг без существенного повышения качества.

По словам представителя Минздрава, одна из основных причин такой ситуации состоит в том, что долгое время велась в регионах самостоятельно, без опоры на необходимые нормативы и требования и иногда даже без учета, какие медучреждения должны работать на определенное количество населения.

В 2016 году были приняты четкие нормативы, учитывающие даже территориально-транспортные особенности населенных пунктов. Все субъекты РФ уже представили в Минздрав свои планы по обеспечению больниц и поликлиник не ниже минимального уровня этих нормативов.

«Поверьте, ни в одном нормативном документе Минздрава не сказано об оптимизации как о сокращении. Есть другой несколько принцип, что иногда смешивается. Допустим, с 2010 года активно реализуется программа лечения инфарктов и инсультов — и была создана специализированная система сосудистых центров. Если раньше пациенты лечились в участковых больницах, сейчас они сразу доставляются в межрайонные и региональные сосудистые центры, где ему в минимальное время может быть оказана действенная медицинская помощь.

Он также прокомментировал мнение представителя ЕР Елена Паниной, что 20 минут, определенные врачу по нормативу для приёма пациента, крайне маленький срок, из которого 15 минут уходит на заполнение разных формуляров.

«Нормативы времени — условные, для расчета необходимой нагрузки. На кого-то врач затрачивает 10 минут, на кого-то 30. Вы правильно обозначили необходимость сокращения времени на документооборот, и за последние полтора года Минздравом уж отменено 20 дублирующих форм. К концу 2018 года мы планируем обеспечить электронный документооборот в наших медицинских организациях»,- сообщил замминистра.

По просьбе депутата Евгения Москвичева был освещен вопрос, в каком количестве машин «скорой помощи» сегодня нуждается Минздрав. По словам Каграманяна, их и сейчас во всех регионах достаточно по нормативу. Другой вопрос, что состояние автопарка в регионах разное: где-то своевременно обновляли, а где-то изношено на 50%.

«В прошлом году в регионы поставлено 2267 автомобилей. Программа реализуется совместно с Минпромторгом за счёт заказа отечественным производителям. В этом году программа продолжена. Мы рассчитываем, что в течение пяти лет выйдем на современное нормальное состояние автопарка и на нормативы обновления», — отметил он.

Среди самых животрепещущих оказался вопрос Василия Пискарева о такой форме помощи больным людям, в первую очередь детям, как сбор средств активистами и благотворительными фондами для покупки лекарств или дорогостоящего лечения за границей. «Каждый день практически по телевизору мы наблюдаем сюжеты, СМСочками пересылаем эти деньги. И слава богу, если дети выживают и живут дальше. Но у всех возникает вопрос: как оценивает такие ситуации официальная медицина, где Министерство здравоохранения? Почему такие случаи происходят?» — хотел узнать депутат.

По словам представителя ведомства, Минздрав считает этот вопрос очень важным, полтора года назад работа над ним была поручена специальному департаменту оказания медицинской помощи детям.

«У нас первая помощь бесплатна для всех. Есть порядок, в соответствии с постановлением правительства, если операция не выполняется у нас в стране, министерство оплачивает ее за рубежом. Но есть самые разные ситуации, например — лекарство еще проходит испытания за рубежом, или когда речь идет о материальной поддержке, о средствах ухода, реконструктивных операциях — тут ни Минздрав, ни бюджет субъекта не может оплатить официально. Там фонды собирают деньги», — сообщил он.

Чтобы своевременно вмешиваться в ситуацию там, где возможно оказать государственную помощь, сотрудники «детского» департамента и службы охраны материнства и детства наладили контакты с ключевыми фондами. Определяют, что может быть и должно быть сделано за счет бюджета Минздрава или региона, а на что объективно требуются благотворительные средства. Также эта работа позволяет выявлять многочисленные недобросовестные фонды.

«К сожалению, это факт, во всех странах мира есть такая система, есть те случаи, которые не покрываются государством. Мы просто вошли в этот процесс, чтобы его контролировать, избегать злоупотреблений, чтобы на местах не отказывали в том, что может и должно выполняться у нас в стране», — рассказал Каграманян.