Сбер провел деловой завтрак на ПМЭФ по вопросу перезагрузки стратегии модернизации

Сбер провел деловой завтрак на ПМЭФ по вопросу перезагрузки стратегии модернизации

Деловой завтрак Сбера на Петербургском международном экономическом форуме был посвящен вопросам перезагрузки стратегии модернизации в российской экономике.

Деловой завтрак – одно из традиционных мероприятий Сбера на Петербургском международном экономическом форуме. Сегодня ведущие российские эксперты обсуждали социальные и экономические задачи, которые являются центральными в новой стратегии правительства РФ.

Открывая диалог, его модератор – президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что основные вопросы для обсуждения сформированы на основе опроса российских предпринимателей, проведенного здесь же, на форуме. В январе прошлого года в России начало работу новое правительство. Основной задачей для него стала модернизация экономики и социальной сферы. И несмотря на коронавирус, который предпринял атаку практически в то же самое время, за полтора года было сделано немало.

Что именно сделано? И что впереди? Об этом говорили спикеры, в числе которых – ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Владимир Мау, заместитель председателя правительства – руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, министр труда и социальной защиты Антон Котяков, министр финансов Антон Силуанов, министр экономики Максим Решетников, заместители председателя правительства Марат Хуснуллин и Дмитрий Чернышенко.

Проведенные опросы жителей России показывают, что больше всего их тревожат вопросы здоровья и доходов, рост социальной несправедливости и неравенства, недоступность некоторых товаров из-за их чересчур высокой стоимости, боязнь отказа в бесплатной медицинской помощи и плохое качество медицинских услуг.

Представители бизнеса говорят о таких проблемах как коррупция, низкий уровень благосостояния, чрезмерный контроль со стороны надзорных органов, монополизация рынков, политическая ситуация в стране и мире, санкции.

Очертив таким образом круг актуальных проблем, Герман Греф задал вопрос: что меняется в стране для их решения?

По мнению ректора РАНХиГС Владимир Мау, ключевая задача, стоящая сейчас перед экономистами, состоит в снятии ощущения неопределенности, возникшего в обществе из-за того, что технологические приоритеты изменяются с невиданной прежде скоростью. Это влияет на готовность делать инвестиции – как вкладывать деньги на долгий срок, когда ситуация меняется прямо на глазах?

В такой обстановке естественно возрастает роль государства. Оно берет на себя новые функции, к примеру, становясь инвестором, вкладывая средства в первую очередь в социальную сферу, транспорт и развитие цифровой инфраструктуры.

Именно в этот момент впервые за завтраком прозвучало слово клиентоцентричность. Вчера на сессии Сбера его произнес помощник президента РФ Максим Орешкин, объяснив, какой смысл сегодня вкладывается в это понятие. Много говорили об этом и сегодня. Клиентоцентричность предполагает обязательный диалог между человеком и властью. Это процесс с постоянной обратной связью. Человек – не объект, а главная цель деятельности правительства, которое должно реагировать на его запросы и решать его проблемы.

Именно с этой целью напрямую связана ведущаяся в стране цифровизация. О конкретных примерах рассказал министр труда и социальной защиты Антон Котяков. Идет модернизация центров занятости во всех регионах страны. Задача – создать единый рынок труда и получить возможность обеспечить конкретного человека работой в своем или другом регионе.

Проведенный анализ клиентов центров занятости показал, что 60% состоящих на учете как безработные граждан не имеют специальных навыков, у многих нет ни высшего, ни среднего профессионального образования. Поэтому центры занятости должны не просто искать работу таким людям, но и обучать их, давать новые навыки, которые повысят их привлекательность на рынке труда.

Сейчас доступны больше тысячи специальностей, которым можно бесплатно обучиться, причем как традиционным способом, так и дистанционно.

Что касается онлайн-возможностей, для многих процедур, связанных с получением социальной помощи, уже не требуется сбор справок. Они предоставляются по онлайн-заявлению либо после наступления соответствующей ситуации. Например, материнский капитал начисляется после рождения второго и последующих детей, матери не нужно самой этим заниматься.

Министр здравоохранения Михаил Мурашко описал назначение цифрового профиля пациента. Он показывает специалистам, что происходит с человеком на каждом жизненном этапе: когда формируется здоровье, когда оно сохраняется и выявляются проблемы и когда уже требуется поддержка здоровья в пожилом возрасте.

В июле этого года стартует очередная массовая диспансеризация населения. Сейчас формируются списки переболевших коронавирусом людей, которых требуется обследовать в первую очередь.

«Мы переходим от понятья здорового образа жизни к формированию общественного здоровья, – сказал Мурашко. – Нужно не просто предлагать людям здоровый образ жизни, а подталкивать их к нему». Примером может служить масштабная работа по повышению числа людей, отказавшихся от курения.

Основные тенденции проводимой в стране цифровизации охарактеризовал заместитель председателя правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям, связи, СМИ, а также культуры, туризма и спорта Дмитрий Чернышенко. Он напомнил о поставленной президентом Владимиром Путиным пятой стратегической цели развития – цифровой трансформации. 97% домохозяйств в стране должны иметь доступ к широкополосному интернету. 95% всех сервисов должны быть доступны онлайн. То есть государства в принципе должно стать цифровым и работать так, чтобы любой гражданин не встречал никаких препятствий при получении госуслуги.

«Миссия правительства – повышение качества жизни каждого человека. Это и есть клиентоцентричность», – резюмировал Чернышенко. Сейчас члены правительства постоянно, практически в режиме реального времени получают обратную связь от граждан – не только в виде результатов опросов, но и по поисковым запросам в интернете, обращениям в социальных сетях, прямой реакции людей на действия правительства. Таким образом, появилось достаточно данных для принятия оперативных грамотных решений, на которые прежде уходили чуть ли не годы.