«Открытие Авто»: в ноябре рынок вернулся к росту, но его реальную динамику скрывает параллельный импорт

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты ноября 2022 года на авторынке.

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») проанализировали результаты ноября 2022 года на авторынке. Последний месяц осени помог авторитейлу вернуть положительную динамику: было реализовано 46,4 тысячи легковых и LCV-машин, плюс 3% по сравнению с октябрем. Из ключевых объемообразующих брендов особо отличились Lada (+91% прирост продаж семейства Niva к ноябрю прошлого года), а также модели нескольких китайских марок. В пятерке лучших по продажам марок впервые оказалось сразу три «китайца». Больше 20 марок продали за месяц меньше 100 автомобилей и почти исчезли с официального авторынка России, но отнюдь не из статистики частного ввоза. В декабре рынок скорее всего сможет преодолеть 50-тысячную отметку, а годовой результат составит 0,66-0,67 миллиона автомобилей. Прогноз продаж на 2023 год – порядка 0,8 млн автомобилей.

Российский рынок новых автомобилей вновь вернулся к росту. После замирания трафика и замедления продаж в конце сентября и в начале октября в ноябре авторитейл вновь показал положительную динамику. Она оказалась бы еще выше, если бы в ценовом сегменте полутора-двух миллионов рублей было представлено больше товара, субсидии были выше, а сбыт всех новых машин отражался в официальной статистике. Так, продажи локомотива рынка, АвтоВАЗа, по мнению его топ-менеджеров, растут прежде всего благодаря госпрограммам, а китайские кроссоверы хорошо продаются только у тех марок, дистрибьюторы которых обеспечивают дилерам поддержки в несколько сотен тысяч рублей. В то же время все больше новых (без пробега или с парой сотен километров на одометре) автомобилей параллельного импорта продаются в официальных салонах, но не попадают во внешние отчеты дилеров и официальную статистку продаж AEB. По разным оценкам, число такой техники составляет уже 5-6% рынка и будет продолжать расти.

Niva хороша к зиме

Итак, в ноябре было реализовано 46,4 тысячи новых автомобилей. Это на 3% выше к октябрю, но логично меньше (-62%) к ноябрю прошлого года. Причем в ежемесячных данных AEB, помимо прежних марок групп BMW, GM, Mercedes-Benz и Chery, в ноябре не учтен еще один новый бренд – Omoda. Его продажи начались в последнем месяце осени. Без учета всех этих автомобильных «фамилий» за 11 месяцев было реализовано 548,9 тысячи машин, на 61% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Марка Lada несмотря на то, что уже несколько месяцев выпускает всего три модели, продолжает наращивать долю рынка. В ноябре она составила 47%, на 5 п.п. выше, чем в октябре. Более того, в «штуках» было реализовано 21 726 автомобилей. До самого лучшего результата года (22 378 а/м), показанного в феврале, не хватило буквально одного лишнего бизнеса-дня в месяце.

Более половины продаж автогиганту по-прежнему обеспечивает Lada Granta. Эта модель нашла в ноябре 13 015 покупателей, на 80% больше, чем год назад. Уверенно раскупают Lada Niva Travel (3 676 а/м; + 65%). Но активнее других выросли продажи трехдверного вседорожника из Тольятти, Lada Niva Legend (3 222 а/м, +133%), ценники которого в салонах перешагнули отметку в миллион рублей. На фоне дефицита машину, которая выпускается с относительно небольшими изменениями уже более 45 лет, стали покупать в тех же объемах, что и в лучшие месяцы 2018-2019 годов, когда она стоила почти вдвое дешевле. Еще в начале этого года лидирующая по продажам модель АвтоВАЗа, Vesta, а также Largus и X-Ray суммарно нашли только порядка полутора тысяч покупателей. Ни производства, ни новых поставок дилерам этих моделей уже давно нет.

Китайский бренд Haval занял в ноябре, по данным АЕБ, второе место. Он достоин особого уважения уже за то, что в текущем году сохраняет стабильное производство в нашей стране. Все относительно хорошо и с поставками машин марки в дилерскую сеть. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Haval второй месяц подряд остается самым популярным у нас иностранным брендом: в ноябре было реализовано 4,5 тысячи автомобилей. До рекордных результатов ноября 2021 года (4 909 а/м) марке не хватило 7% продаж. При этом по самой популярной модели китайского бренда и одновременно иномарке-бестселлеру нашего рынка – Haval Jolion (2 тысячи а/м; -14%) — объемы бизнеса немного сократились. По словам ряда авторитейлеров, удовлетворяя прежде всего спрос каршеринговых компаний и ряда таксопарков, сделки с физлицами были пролонгированы на будущие периоды.

Тройку марок лидеров замыкает GAZ, реализовавший 4,2 тысячи машин (-22% к ноябрю прошлого года, но почти на триста машин больше, чем в октябре). Основной объем сбыта в LCV-сегменте заводу по-прежнему обеспечивает Gazel (3,3 тысяча а/м, -28% к ноябрю).

Не сильно отстала от лидеров марка Geely (3,5 тысячи, +24%). Поставки машин этой марки с завода в Белоруссии остаются стабильными. И наконец, судя по рапортам дилеров, в пятерку лучших по популярности марок мог попасть еще один китайский бренд — Chery. Благодаря самой масштабной среди чайна-марок дилерской сети ежемесячно у нас стали продавать в среднем по четыре тысячи таких машин. Однако бренд по-прежнему придерживается политики поквартального предоставления результатов, а дистрибьютор обнародует точные цифры продаж лишь в начале января будущего года.

В топ-10 марок ноября также вошли «корейцы». В Kia отчитались, что продали 3,1 тысячи новых машин (-79%). Объем марке продолжали делать три модели. Это Kia Sportage (781 а/м, -51%), кроссовер нового пятого поколения, который летом и осенью дистрибьютор поставлял по официальным каналам, а также Kia Seltos (502 а/м, -65%) и Soul (359 а/м; -31%), по которому дилеры продают остатки машин, которые ранее собирались на «Автоторе». У Hyundai (1,8 тысячи а/м, -87%) запасы Solaris и Creta практически иссякли, зато остались более крупные кроссоверы калининградской сборки – Santa Fe (688 а/м, -22%) и Tucson (499 а/м, -68%).

Из тех брендов, продажи которых исчисляются тысячами, нужно отметить также УАЗ (3 494 а/м, +14%). Дилеры марки по-прежнему испытывают дефицит самого ходового прежде вседорожника, Patriot (995 а/м, -34%). На этом фоне коммерческие версии, построенные на базе «буханок», расходятся более уверенно – по 1,5-2 тысячи машин в месяц.

Ни одна из западных или японских марок не смогла в ноябре реализовать хотя бы тысячу автомобилей. Это неудивительно. Машин таких брендов все меньше, а в их салоны подселяют «китайцев», переформатируют шоу-румы под автомобили с пробегом или вообще закрывают. Кроме того, более 20 массовых марок продали за месяц меньше 100 автомобилей и почти исчезли с нашего официального рынка.

Фестиваль парадной сборки

Ноябрь неожиданно для многих оказался богат на парадные запуски российских производств, в том числе на ряде остановленных весной текущего года заводах. Так, на бывшем заводе Renault в Текстильщиках, который был переименован в «Москвич» и выкуплен правительством Москвы, стартовала сборка кроссоверов. Бензиновых версий «Москвич 3» и электрических «Москвич 3е» обещают выпустить в декабре порядка 600 «штук». Многие из них разойдутся по сервисам проката и такси. В 2023-м выпуск хотят довести до 50 тысяч машин.

В Татарстане в особой экономической зоне «Алабуга» начали сборку LCV-техники «Соллерс» на основе фургонов, микроавтобусов и малотоннажных грузовиков JAC. Производство запустили в цехе, где до марта собирали Ford Transit. Новинкам дали собственные имена «Атлант» и «Арго». По соседству, на заводе «Аурус», стартовал обещанный еще в мае 2018 года процесс производства вседорожников «Комендант». Сборочную линию рассчитали на выпуск пяти тысяч автомобилей в год. В обоих случаях в декабре поставки машин дилерам будут единичны.

Производственный прорыв как минимум до 400 тысяч автомобилей обещают и на АвтоВАЗе, из которых 20 тысяч должны отправиться на экспорт, а остальные остаться на внутреннем рынке. Учитывая, что в текущем году продажи автогиганта в России не дотянут и до 200 тысяч автомобилей, такой рост выглядит пока оптимистичным. Тем не менее, АвтоВАЗ пока стал единственной маркой, которая открыто не только заявила о своих планах на 2023 год, но и дала прогноз того, какой видит свою долю на рынке. Она может составить до 50%. В этом свете в Тольятти также рассчитывают, что общий объем рынка составит порядка 0,8 миллиона автомобилей. Мы считаем такой прогноз вполне реалистичным, но с некоторыми уточнениями.

Рынок потеряет миллион

В текущем году больше 40% объема (277 тысяч автомобилей) рынку обеспечили продажи первых трех месяцев. Все остальные кварталы реализация ни разу не превысила 140 тысяч машин за квартал. Относительно этих объемов рост в 15-20% вполне реален. Причем случится он скорее всего не раньше апреля, когда АвтоВАЗ начнет поставки в дилерскую сеть обновленной Lada Vesta. Чуть позже может «подоспеть» и Lada Largus. Также, вероятно, рост продаж продемонстрируют электрокары. Если планы официальных дистрибьюторов этих машин («Москвич», Evolute, Voyah, Skywell, Hongqi и Xpeng) воплотятся в жизнь хотя бы наполовину, то мы увидим рассвет этого вида бизнеса, а продажи электромобилей могут составить порядка 20 тысяч машин в год. При таких допущениях, а также при отсутствии очередных потрясений (карантин, усиление санкций, увеличение пошлин, мобилизация и прочее) общий объем рынка в 2023 году составит 0,75-0,8 миллиона автомобилей. Этот результат мог бы быть еще на 8-10% лучше за счет новых машин, ввозимых дилерами по параллельному импорту. Но они в официальной статистике AEB традиционно не отражаются.

Пока же, в декабре текущего года, российский авторынок наконец может выйти за рамки продаж в 50 тысяч новых автомобилей. Это означает, что общий годовой объем авторитейла составит 0,66-0,67 миллиона автомобилей, то есть на миллион автомобилей меньше, чем в прошлом году. Это станет самым низким результатом продаж новых автомобилей в России в текущем столетии, но все же чуть более оптимистичным, чем предполагалось после весеннего обвала рынка.