Основные характеристики моторного масла

Правильно подобранное моторное масло так же важно для транспорта, как и дорогое топливо. В общих чертах, призвано смазывать детали, чтобы не допускать их трения и износа. Также оно обладает очищающим и охлаждающих эффектом, отводя тепло от металла. Все эти функции обусловлены наличием присадок. Покупая смазку для ДВС, учитывают состав, климат и характеристики авто.

Параметры масла для двигателя

Совокупность характеристик моторного масла влияет на качество, что сказывается на сроке службы двигателя. Поэтому важно учитывать, на что они влияют и за что отвечают.

Кинетическая вязкость

Этот параметр показывает время, за сколько жидкость протечет сквозь специальный прибор с определенным диаметром. Проверяется под разными условиями, отправными точками берутся 40 °С, 100 °С, 150 °С. Именно при них видна динамика в нормальных и экстремальных условиях. Единицы измерения — стоксы (Ст) или квадратные миллиметры в секунду (мм2/с). Кинетическая вязкость описывает, как будет работать заведенный двигатель.

Динамическая вязкость

Динамическая вязкость описывает работоспособность автосмазки зимой, измеряется в Паскаль-секундах. Здесь речь идет о способности беспрепятственно протекать по всей системе при определенных температурах. Поскольку в Беларуси холода держатся продолжительное время, значения вязкости всесезонного или зимнего средства не должно быть выше 5W.

Индекс вязкости

Понятие ввели для обозначения динамики изменения вязкости при нагревании или охлаждении. Высокий коэффициент говорит о слабой подверженности масла температурным изменениям. Чем индекс ниже, тем сильнее смазка теряет свойства, тем более тонкой становится масляная пленка между трущимися деталями.

Масла по вязкости разделяют на летние, зимние, всесезонные. Эти характеристики указаны на канистре таким образом:

  • SAE 30 — летние. Цифровое обозначение (в данном случае это 30) указывает на максимально допустимые температурные колебания, при которых масло не теряет густоту.
  • SAE 10W — зимние. Распознать можно по букве W (англ. winter — зима). Чтобы определить температуру, при которой жидкость загустеет настолько, что перестанет прокручивать коленвал, от числа перед буквой отнимают 35.
  • SAE 5W30 — всесезонные. То есть они в равной степени функционируют круглый год. Для жителей стран с переменчивым климатом такие смазки удобны своей универсальностью. В странах Европы и СНГ часто применяется моторное масло 5W30, на 1AK.BY можно ознакомиться с популярными фирмами и ценами на них.

Температура застывания

Температурой застывания называют предел, при котором смазочный материал теряет текучесть и перестает перемещаться по системе. По факту, это происходит даже раньше, градусов на 5–7 раньше. Зависит напрямую от состава и качества нефтепродукта. В синтетике набор ингредиентов более однородный, что обеспечивает стабильность работы в мороз. Именно поэтому стоит ориентироваться на число, которое больше на 5–10 °С самых низких показателей региона проживания.

Температура вспышки

Это свойство показывает минимальный температурный порог, при котором смазка испаряется настолько, что возрастает риск возгорания. Обычно это значение выше 200 °С и при отсутствии проблем с автомобилем не достигается. Но чем ниже этот параметр, тем быстрее испаряется смазка. Поэтому критерий для выбора — как можно более высокая температура вспышки.

Плотность

Это свойство отмечает массу в определенном объеме, измеряется в граммах на кубические сантиметры (г/см3). Плотность сообщает, насколько хорошо смазка проникает в узлы двигателя и снижает нагрузку на них. Высокоплотные с этой задачей хорошо справляются, но при слишком больших показателях могут с трудом проникать в труднодоступные места. По плотности разделяют на:

  • легкие — до 0,88 г/см3;
  • средние — до 0,93 г/см3;
  • тяжелые — до 1,03 г/см3.

Зольность

Смазывающий материал для мотора содержит добавки, которые при эксплуатации сгорают и образуют золу (нагар, шлаки). До определенного момента весь этот нагар очищается фильтрами, но со временем они перестают справляться, и в итоге зола начинает скапливаться в двигателе. Параметр сульфатной зольности показывает степень очистки масла от солей и добавок. Чем меньше добавленных присадок, тем меньше золы будет появляться. Измеряется в процентах от общей массы.

Щелочное число

Это число показывает щелочность масла. Чем оно выше, тем лучше нейтрализует воздействие кислот на детали двигателя. Соответственно, снижается износ механизмов и уменьшается количество вредных отложений. Логично сделать вывод, что смазка с более высоким щелочным числом дольше прослужит. Но в современных ДВС запрещено использование выше 14 мг КОН/г. Это сделано для уменьшения вреда от выхлопных газов, который автомобили наносят экологии.

Заключение

Принимая решение, какой смазывающий материал стоит взять, не стоит придерживаться только бренда или советов из интернета. Проанализируйте характеристики продуктов, допуски от производителей. Не стоит брать первое, которое попалось под руку. Заводы, руководствуясь требованиями определенных марок машин, стараются охватить максимум рынка и не берут в расчет условия эксплуатация в конкретном регионе.

Мы надеемся, наша статья помогла в освещении спорных моментов. А если остались сомнения, эксперты «Первой аккумуляторной компании» ответят на вопросы.