Жители Марий Эл поставили свою оценку работе муниципальной власти

МедиаПоток завершает серию публикаций, где эксперты рассуждают о качестве жизни в Марий Эл, основываясь на аргументах социологов.

Йошкар-Ола, 22 августа. МедиаПоток завершает серию публикаций, где эксперты рассуждают о качестве жизни в Марий Эл, основываясь на аргументах социологов.

Напомним, в апреле-мае 2018 г. МарНИИЯЛИ провел опрос, оценивая отношение людей к ключевым сферам жизни в регионе. Результаты комментируют эксперты, министры, лидеры общественного мнения. Задача: оживить цифры примерами из жизни.

Крайняя тема нашего глобального журналистского исследования: «Работа муниципалитетов, её информационная открытость».

Вот цифры: МарНИИЯЛИ попросил респондентов оценить по пятибалльной шкале работу администрации своего города или района. Оказалось, что наименьшие оценки («единицу» и «двойку») своим администрациям поставили примерно по 7% жителей. В целом, граждане удовлетворены работой муниципалитетов (оценку «удовлетворительно» поставили 43,5% опрошенных). Около 33% оценили работу администраций на «хорошо».  А почти 8% жителей сочли возможным назвать работу местных чиновников «отличной».

Информационной открытостью органов местного самоуправления удовлетворены 44,2% опрошенных. Однако резкую нехватку информации о работе местного самоуправления испытывают 12,7% населения. Еще примерно четверть граждан указывает на то, что муниципалитетам нужно усилить эту работу.

Эти результаты для МедиаПотока прокомментировала член Общественной палаты России, заместитель председателя Общественной палаты Марий Эл, декан юридического факультета МарГУ, Заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук Татьяна МИХЕЕВА.

— Большая доля опрошенных все-таки довольна работой власти на местах. Татьяна Николаевна, для вас это неожиданность? Дело в многовековом уважительном отношении россиян перед властью в принципе или это, действительно, заслуга руководителей на местах?

— Положительные оценки населением деятельности местной власти – отнюдь не трепетное отношение к власти в принципе. Сегодня население достаточно открыто говорит о недостатках в работе органов местного самоуправления. Гражданам нет смысла как-то подлакировывать фактическое состояние дел на муниципальном уровне, хотя бы потому, что именно здесь решаются важнейшие проблемы по жизнеобеспечению территорий их проживания, затрагивающие их интересы. Неэффективность работы власти на местах непосредственно ощущает на себе каждый житель. Думаю, что чаще всего люди правдивы в своих оценках.

http://ravolga.ru

— Какие главные удачи вы видите в действиях муниципальной власти, скажем, за последний год? Самые яркие прорывы? В чем причины успехов?

— О ярких порывах в действиях муниципальной власти вряд ли приходится говорить. Для «вертикальных взлетов» нужны соответствующие площадки, как, например, чемпионат мира по футболу в Саранске. В этом случае, разумеется, мы наблюдаем резкие улучшения по всем направлениям.

Тем не менее можно говорить о более ответственном отношении муниципальных руководителей разного уровня к исполнению обязанностей и, главное, к тому, какие результаты будут на выходе. Вызовы последнего времени – эффективность, результативность деятельности, оценка и контроль, очевидно, внесли свои положительные коррективы.

— А каковы главные ошибки местной власти? В чем самые острые проблемы на местах и причины их возникновения? Видимо, в первую очередь проблематика упирается в дефицит средств, в дотационность муниципалитетов?

— Наболевшие проблемы населения не всегда связаны с недостаточностью муниципальных бюджетов. Есть вопросы, которые никак не зависят от финансов. Приведу пример. Юридический факультет МарГУ в рамках Программы опорного вуза расширил территориальные рамки бесплатных юридических консультаций для населения, которые два десятка лет оказывают студенты старших курсов.

С прошлого года мы стали практиковать выездные консультации для жителей районов республики и неожиданно столкнулись… с недопониманием в некоторых местных администрациях, когда просили заблаговременно оповестить население о времени и месте проведения консультаций, где шли нам навстречу неохотно, ссылаясь на отсутствие интереса со стороны населения. Однако, в тех случаях, когда граждане приходили, они высказывали нам слова благодарности.

Все стало понятным, когда однажды мы услышали от сотрудников одной из администраций такую фразу: «Вы приедете, наконсультируете, а население потом будет с нас требовать». Здесь очевидна не ограниченность бюджета, а «разруха в голове», как говорил профессор Преображенский у М.Булгакова.

https://img-fotki.yandex.ru

— Насколько важна роль личности в истории? Способен ли креативный лидер, глава администрации найти решение проблем территории, вытянуть свой район «вперед и вверх», даже в условиях ограниченного бюджета?

— Роль личности в истории уже доказана самой историей. Я верю в харизматичных лидеров, но вряд ли они в одиночку лихо разгребут ворох проблем. Нужны сподвижники, команда. И тут на передний план выходит непростая проблема подбора высоко профессиональных кадров, с учетом личных достоинств и компетентности.

Юридический факультет занимается повышением квалификации и профессиональной переподготовкой муниципальных служащих. Сама преподаю на этих курсах и знаю не понаслышке – среди слушателей встречаются пытливые, жадные до знаний, со здоровыми карьерными амбициями. Они, проживая в городских округах, поселениях, видят, понимают проблемы этих территорий и готовы не только критиковать, но и предложить конкретные варианты (следуя Вашей терминологии) вытянуть свой район «вперед и вверх».

Думается, что измененные в 2017 году квалификационные требования к должностям муниципальной службы (в части стажа работы) откроют на местах новые возможности, в том числе, для молодежи, выпускников ВУЗов.

mari-el.gov.ru

— Насколько «информационно открыты» органы местного самоуправления? Это самая близкая власть к людям, руководители на местах находятся на переднем фронте, к ним прежде всего и обращаются с претензиями жители. Они умеют выстраивать этот диалог?

— Информационная закрытость местных органов власти постепенно уходит в историю. Электронные муниципалитеты приблизили власть к гражданам, обеспечивают доступность информации для населения, предоставление муниципальных услуг дистанционно.

Прямому конструктивному диалогу власти и населения способствуют и общественные советы муниципальных образований. Эти структуры выступают не только консультативно-совещательными органами при местных администрациях, высказывая свое отношение к принимаемым решениям, но и наделены статусом проверять деятельность местной власти, давать ей оценку, выступать экспертами, иными словами осуществлять общественный контроль.

Еще один механизм общения власти с местным сообществом — это подразделения в местных администрациях по взаимодействию с общественными организациями и работе с населением.

— Как бы вы оценили инициативы Правительства РМЭ, Главы республики по развитию территорий, городов и районов? Что было сделано удачно, а что не удалось?

— Начну с очень важной, на мой взгляд, инициативы. 6 июня 2018 года состоялось совещание по вопросам местного самоуправления. Его уникальность в том, что впервые в истории постсоветского периода был представлен Доклад о состоянии местного самоуправления в Марий Эл. Над созданием этого внушительного документа трудилась большая группа специалистов разных направлений под руководством Главы республики А.А.Евстифеева. В их числе представители муниципального сообщества, органов государственной власти, научной общественности, эксперты.

(р) Денис Речкин

Впервые в одном документе удалось аккумулировать не просто сухие статистические данные, характеризующие муниципальные образования и их состав, но и огромный аналитический материал об организационных основах местного самоуправления, межмуниципальном сотрудничестве, взаимодействии органов местной власти с органами государственной власти.

Кстати, в Докладе есть и специальный раздел, посвященный участию населения в осуществлении местного самоуправления.

Особо ценными являются предложения по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, причем некоторые из них можно рассматривать как законодательные инициативы для федерального уровня. Есть надежда, что они выйдут за рамки Доклада и получат дальнейшую реализацию, поскольку Глава Марий Эл А.А.Евстифеев включен в состав Рабочей группы по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ.

Что касается проекта по поддержке местных инициатив, реализуемого в соответствии с постановлением Правительства республики, то это – приоткрывшиеся новые возможности для муниципальных образований, для инициативных жителей, органов территориального общественного самоуправления по решению наиболее актуальных проблем больших и маленьких территорий.

Будучи членом конкурсной комиссии по отбору заявленных проектов, искренне порадовалась за победителей, особенно за местные инициативы из глубинки, направленные на обустройство сел и деревень, таких как строительство места отдыха в деревне (Оршанский район), обустройство спортивно-оздоровительных игровых детских площадок в селах Юлъялы и Кузнецово Горномарийского района, проект по реконструкции и благоустройству родника в селе Ронга «Живи, Ронго памаш!»

Принимая решение о результатах конкурсного отбора, я высказала пожелание на будущее резервировать квоту из общей суммы субсидий именно для таких небольших проектов до 100 тысяч рублей, давая возможность не только городам и районам реализовывать свои инициативы, но и сельским поселениям.

Может быть выделяется не такая большая сумма субсидий – на 2018 год она составляет около 25 миллионов рублей, но более 30 проектов местных инициатив смогут реализоваться. Главное сейчас, чтобы жители установили общественный контроль за качеством и сроками выполнения работ, участвовали в приемке сдаваемых объектов.

В одном твердо уверена. Население – главный субъект местного самоуправления. Поэтому без связи с населением, без поддержки жителей муниципальная власть не будет эффективной.