Пенсионер из Марий Эл стал героем недели по версии проекта «Гордость России»

Пенсионер из деревни Алашайка Республики Марий Эл Раис Салихов вместе с односельчанами восстановил единственный в республике памятник в честь тружениц тыла Великой Отечественной войны.
http://priderussia.ru/

Йошкар-Ола, 24 января. Пенсионер из деревни Алашайка Республики Марий Эл Раис Салихов вместе с односельчанами восстановил единственный в республике памятник в честь тружениц тыла Великой Отечественной войны.

«Памятник труженицам тыла близ деревни Алашайка появился давно – в 80-х годах прошлого столетия. Фигура женщины с серпом была установлена на средства местного колхоза имени Ленина. Инициаторами были сам председатель колхоза Нурислам Фатыхов, партсекретарь Идриса Багаутдинова и я, работавший в то время главным инженером хозяйства, сообщает портал Гордость России.

О создании памятника

Идея установки монумента всем пришлась по душе, за дело взялись с большим энтузиазмом: из соседнего Куяра на грузовике с песчаной подушкой было решено привезти в Алашайку подходящую статую. Место расположения монумента тоже было выбрано не случайно, как раз на границе двух соседствующих колхозов – имени Ленина и имени Калинина. Это были крепкие колхозы, которые не раз брали самые серьезные премии на знаменитой ВДНХ.

В те годы строительную отрасль района курировал Гафифьян Сабирзянов, который откликнулся на призыв активистов помочь стройматериалами. Я называю так много сложных фамилий и имен потому, что все эти неравнодушные люди достойны, чтобы их имена знали и помнили потомки. Именно благодаря их вниманию удалось создать такой памятник. Мой вклад невелик: я пытаюсь сохранить то, что было создано моими земляками.

О бесхозном памятнике

40 лет – много это или мало? Для человека – больше половины жизни, для нашей скульптуры – почти целая жизнь. Памятник столько лет стоял на семи ветрах, ни зной, ни мороз не щадили его. В последние годы он стал все сильнее разрушаться. Я всякий раз, проезжая мимо, смотрел на него с нескрываемой тоской. Знаете, даже сердце прихватывало. Я понимал, что скульптура требует реставрации, да только откуда взять деньги? Колхоз развалился, а памятник оказался бесхозным, ни на учет не поставили, ни документы не оформили. Когда я впервые обратился в поселковую, а затем и в районную администрации, мне ничем не смогли помочь. Нет документов – нет памятника…

http://priderussia.ru/

О равнодушных и тех, кто помогал

Но я не мог просто так отказаться от этой идеи, не мог бросить монумент на произвол судьбы. Ведь это наша история. Правильно говорят, что тот, кто не помнит свою историю, не имеет будущего. Я стал искать единомышленников. Не скрою, что были и те, кто говорил: «Зачем его восстанавливать, неужели других проблем нет?». Есть, они всегда будут, но нельзя вот так взять его и бросить, отказаться, это наша история, и мы обязаны помнить о ней, какой бы она ни была. Некоторые односельчане предлагали пригнать бульдозер и сравнять памятник с землей, мол, так проще будет и менее затратно. Но нашлись люди, которые откликнулись, их немало, и вклад каждого поистине бесценный!

О реставрации

Реставрацию мы начали в мае, а закончили почти в октябре. Когда я обратился к профессиональным реставраторам, то сумму мне назвали неподъемную, едва ли не московские расценки. Тогда я стал искать менее дорогостоящие варианты, благо, что у нас народ в округе живет рукастый да умелый. За лето мы сумели сделать очень много, несмотря на постоянные дожди. Но непогода нам в некотором смысле тоже помогала: пока шли дожди, я усиленно искал строительные материалы и деньги. Бывало, найду тысячу-полторы, заплачу мастерам, они потихоньку делают. Никто не хочет работать бесплатно, но я понимаю, что это личный выбор каждого. И так, раз за разом, потихоньку, мы продвигались к своей цели. На сегодня нам осталось только закрепить плиты с надписями на русском и татарском языках в память о тех героических женщинах-патриотках, труженицах, солдатских матерях, женах и вдовах, которые внесли неоценимый вклад в победу. А вообще, монумент полностью восстановлен, старожилы говорят, что после реставрации он стал еще красивее прежнего.

О том, кто приглядит за памятником

Плиты с надписью на двух языках мы, само собой, закрепим предстоящей весной, в аккурат к празднованию 9 Мая. У меня же теперь другая забота: кто будет приглядывать за памятником? То, что мы его привели в порядок, – большая удача, столько людей замечательных вложилось в это дело! Я за свое детище болею всей душой, но здоровье меня иной раз подводит, моложе-то я не становлюсь. Очень хочется, чтобы памятник не был обделен вниманием государства. Недавно из местного Министерства культуры приезжали служащие, осмотрели его, сфотографировали, надеюсь, что их интерес не пройдет бесследно…

О памяти

В нашей стране нет ни одной семьи, которой бы не коснулось эхо Великой Отечественной войны. Я сам ребенок военной поры, очень хорошо помню, как нам тяжело жилось в эти годы. В деревнях, в тылу остались только женщины, старики и дети, но как раз на плечах женщин лежала неподъемная, я бы сказал, нечеловеческая ноша – обеспечение фронта продовольствием. Я помню, как мы недоедали, берегли каждую крошку и лишнее зернышко, лишь бы помочь фронту. Помню, как питались гнилой картошкой, пекли лепешки из травы, лишь бы не умереть с голода. «Все для фронта, все для Победы», – не пустые слова, с ними засыпали и просыпались те, кто остался в тылу. То, что наша страна выиграла эту страшную войну, заслуга не только фронта, но и тыла. Когда мне задают вопрос, зачем я стал восстанавливать этот памятник, я отвечаю: это нужно не мертвым, это нужно живым! Этот памятник – напоминание всем нам, что мы ни в коем случае не должны допустить подобной войны».