Настоящая Йошкар-Ола: как видел город фотограф Сергей Чиликов

21 июня прошёл год со смерти Сергея Чиликова - известного в России и в Европе фотографа, который родился и вырос в Марий Эл. Его называли "философом из фотографов и фотографом из философов", а своё творчество он посвятил провинциальным городам - живым и ярким, вопреки стереотипам.

21 июня прошёл год со смерти Сергея Чиликова — известного в России и в Европе фотографа, который родился и вырос в Марий Эл. Его называли «философом из фотографов и фотографом из философов», а своё творчество он посвятил провинциальным городам — живым и ярким, вопреки стереотипам.

Сергей Чиликов родился в 1953 году в поселке Килемары. В 1976 году он присоединился к группе фотографов «Факт», в рядах которой состояли три чебоксарских фотографа и два йошкар-олинских.

https://www.moksop.org/

Уже через десятилетие группа устраивала выставки, которые стали известны не только в Марий Эл и Чувашии, но и в других регионах Поволжья. Эти же выставки стали первыми в республиках. Они получили название «Аналитических выставок фотографии (биеннале) в Йошкар-Оле». Вскоре группа «Факт» стала известной на всю Россию.

https://forum.na-svyazi.ru/

Визитной карточкой Чиликова как художника стал его нонконформизм: работы фотографа показывали, что провинциальные города могут быть яркими и дерзким в противовес мнению о том, что республики — это серые и депрессивные места. Особенно жизнеутверждающими работы выглядели в эпоху, когда Перестройка подходила к концу.

https://img02.rl0.ru/

В работе Сергей Чиликов использовал реальные обстоятельства и предметы. Ситуации, которые он выбирал для съёмки, были настоящими. Фотограф просил только изобразить отношения между людьми в кадре, поэтому кадры Чиликова считаются постановочными.

https://rrnews.ru/

С 1989 года фотограф отправляется в путешествие по СССР, чтобы посетить не только региональные столицы, но даже деревни. В результате Чиликов публикует обширные коллекции фотографий, которые показали другую сторону жизни в провинции: «Деревенский Гламур», «Фотографические провокации», «Пляж», «Философия путешествия», «Колоризмы», «Азартные игры» и другие.

https://cdn.nur.kz/

«Это так понятно – про жизнь. Без декора, без абстракций. Даже без природы. И самого – портретируемого человека – потому что разве это жизнь. Получается, что жанровая фотография – это собственно и есть фотография, а всё остальное – прикладные жанры.
Я же ничем другим и не занимался, кроме философии, которая то же о человеке и его бытии», —
говорил о своих работах автор.