31 июля 2021 года в Козьмодемьянске должен был состояться 27-й Межрегиональный фестиваль сатиры и юмора «Бендериада», но из-за пандемии в связи с коронавирусной инфекцией он второй год подряд проходит в онлайн-формате.
Мы встретились с козьмодемьянским журналистом Олегом Морозюком, который, можно сказать, является летописцем фестиваля сатиры и юмора. Он и поделился с нами размышлениями на тему того, почему именно Козьмодемьянск считается прообразом Васюков.
В 1928 году в историю мировой литературы ворвался необычный персонаж Остап Бендер, который являлся главным героем романа авторов Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев. В 1980 году в газете «Литературная Россия» была опубликована статья советского журналиста Александра Шамаро, который прошёл по Волге путь героев романа «Двенадцать стульев». Тогда в своей статье Шамаро и предположил, что прообразом Васюков, где Остап Бендер проводил сеанс одновременной игры, стал именно Козьмодемьянск.
Олег Морозюк также проводил работу, чтобы доказать убедительность фактов Шамаро о том, что прообразом Васюков стал Козьмодемьянск.
Доподлинно известно, что Илья Ильф летом 1925 года путешествовал на пароходе «Герцен», на котором проводился тираж крестьянского займа, в качестве корреспондента московской газеты «Гудок». «Герцен» вышел из Нижнего Новгорода. Шамаро в своей статье сравнивал рейс «Герцена» с пароходом «Скрябин», на котором ехали герои романа. Для сравнения данных о движении парохода литературовед использовал корреспонденцию Ильфа, присланную с борта «Герцена» в редакцию «Гудка», и публикации в «Финансовой газете», которая подробно освещала рейс тиражного парохода. На основе этих данных Шамаро и составил подробный график рейса.
«Герцен» вышел из Нижнего Новгорода 25 июля и вечером этого же дня сделал остановку в Сормово. На утро следующего дня – Лысково, вечером – Бармино. 27 июля пароход заходил в Юрино и Козьмодемьянск. Рейс литературного «Скрябина» был более сжатый. На этом отрезке пути «Скрябин» сделал только две остановки.
Что же говорится в «Двенадцати стульях» об этом рейсе? А говорится о том, что «Скрябин» покинул Нижний Новгород вечером, а вечером следующего дня стоял в Бармино. В конце третьего дня плавания «Скрябин» причалил в Васюках. То есть Козьмодемьянск и есть эти самые Васюки? Но Морозюк не торопится делать такие выводы.
Шамаро рассуждает: «Расположены оба этих города – и вымышленный, и реальный – где-то по соседству: от Козьмодемьянска до Чебоксар – 55 километров вниз по Волге, а от Васюков до Чебоксар – около половины этого расстояния». Здесь же наш собеседник Олег Владимирович не согласен с Шамаро.
«Глава «И др.» романа начинается такими словами: «Утро застало концессионеров на виду Чебоксар». То есть за ночь герои проплыли на лодке от Васюков до Чебоксар, причем не самосплавом: Киса, хотя и лениво, но все же греб веслами. Течение на Волге в те годы было достаточно быстрым, так что проделать путь в 55 километров, а не «половину этого расстояния», было вполне реально», – рассуждает Морозюк.
Подводя итог, можно сказать, что от Нижнего Новгорода до Васюков – три дня пути, а от Васюков до Чебоксар – одна ночь пути. Эти данные также сойдутся, если заменить Васюки на Козьмодемьянск.
В путеводителе, который приобрели Остап и Киса, есть следующие данные: «На правом высоком берегу – город Васюки. Отсюда отправляются лесные материалы, смола, лыко, рогожа, а сюда привозятся предметы широкого потребления для края, отстоящего на 50 километров от железной дороги». Все эти данные вновь указывают на настоящий Козьмодемьянск.
««На правом высоком берегу…» – раз. Читаем «Записные книжки» Ильфа: «Козьмодемьянск стоит на высоченном горном берегу». Отсюда отправляются лесные материалы…» – два. Читаем Шамаро: «С давних времен Козьмодемьянск – один из наиболее крупных центров лесоторговли. Огромные плоты каждое лето сплавлялись по Ветлуге… Козьмодемьянская лесная ярмарка считалась второй в России (после Архангельской), ежегодный оборот ее достигал пяти миллионов рублей. Как не вспомнить тут Васюки!» В-третьих, судя по данным путеводителя, численность Васюков составляла 8 тысяч жителей против 7702-х в Чебоксарах. В 1925-м году других городов, превышавших по численности Чебоксары, на данном участке Волги просто не было»», – разъясняет всё в подробностях Морозюк.
И ещё один из главных аргументов – знаменитая лестница в 400 ступенек, по которой Остап Бендер убегал от разъярённых васюкинцев. Краевед Владимир Шерстнёв из Козьмодемьянска нашёл следы той лестницы и проанализировал весь маршрут бегства Остапа из Васюков.
Прообразом клуба «Картонажник», в котором в Васюках проходил «междупланетный шахматный конгресс», является здание, где в Козьмодемьянске располагается народный суд, улица Чернышевского, что ведёт от этого здания к крутому волжскому обрыву, застроена бревенчатыми домами, а с обрыва и до самой пристани как раз и вела та лестница. До наших дней эта лестница не сохранилась.
В ходе подготовки к проведению первой «Бендерианы» (изначально «Бендериада» называлась «Бендерианой») у Козьмодемьянска внезапно появился конкурент на прообраз Васюков в лице Васильсурска, который расположен выше по течению Волги. Организаторы фестиваля сразу же отмели претензии от этого конкурента. В 1925 году в Васильсурске не было 8000 жителей, да там никогда и не было крупной лесоторговли. Кроме того, теплоход «Герцен» с автором романа не заходил в Васильсурск.
Олег Владимирович рассказал нам и об одной из версий названия Васюки, которую он поддерживает. Автор Боровиков из Нижнего Новгорода в своей статье «Васюки – это Вас – Ю – К – И!» высказал предположение, что название вымышленного города – это аббревиатура, составленная из первых букв названий городов и посёлков, расположенных по течению реки: Васильсурск, Юрино, Козьмодемьянск и Ильинка.
Складывая всю информацию, получается, что Васюки – это действительно Козьмодемьянск, и Шамаро всё-таки был прав. Но есть и те, кто считает, что это не так. Например, ярый поклонник романа «Двенадцать стульев» Евгений Евсиков уверен, что Васюки – собирательный образ. В качестве главного аргумента своей точки зрения он приводит строки из полного текста романа, вышедшего в издательстве «Варгиус» в 2002 году:
«Разгневанный корреспондент подошёл к капитану справляться о ближайшей остановке.
— Сначала Юрино, — сказал капитан, — потом Козьмодемьянск, потом Васюки, Мариинский Посад, Козловка. Потом Казань. Идём по расписанию тиражной комиссии».
В этой версии романа уже упоминаются и вымышленный город, и настоящий.
«Что сие значит? А то, что, следуя жестким требованиям логики, в частности закону противоречия, мы должны сделать следующий вывод: Васюками из двух этих городов может быть только один – и этот город не Козьмодемьянск. И тогда получается, что Васюки – действительно вымышленный город, «поставленный» авторами где-то между Козьмодемьянском и Мариинским Посадом. Да, но там находятся только Чебоксары, а уж они-то в романе фигурируют под своим собственным именем!», — продолжает размышлять Морозюк.
Но стоит отметить ещё и “авторскую редакцию” романа, которая была выпущена в 2001 году издательством «Текст» при участии Александры Ильф: в главе 34 вместо Васюков стоят Чебоксары. Опираясь на этот текст можно сделать вывод, что Васюки – это Чебоксары. Но это не соответствует всему остальному тексту – получается логическое противоречие. Следовательно, неверен и исходный посыл о том, что вся эта вставка из новой версии романа заслуживает серьезного к себе отношения. Видимо, авторы, подметив это противоречие в тексте, просто убрали его из окончательной редакции.
Олег Морозюк предлагает нам представить разговор двух авторов:
“Слушай, Илья, — говорит, например, Петров. — Зачем мы оставили в тексте Козьмодемьянск, когда Васюки целиком списаны с него? Тавтология какая-то. Сначала Васюки вымышленные, потом Васюки настоящие.» «А может, тогда, — говорит Ильф, — Васюки убрать и оставить настоящее название города?» «Да нет, — не соглашается Петров, — уж больно оно длинное». «Действительно, — говорит Ильф, берет ручку и вычеркивает из текста все упоминания о Козьмодемьянске. — Теперь нормально?» «Теперь в самый раз!» – говорит Петров, и друзья идут в буфет пить крепкий свежезаваренный чай.
Морозюк полностью уверен, что даже если Васюки не Козьмодемьянск, а собирательный образ, то на 90% этот город списан именно с Козьмодемьянска. Шамаро тоже отмечал, что Васюки – город, созданный поэтической фантазией, а всякая фантазия – это ковёр, сотканный из нитей жизненных впечатлений и наблюдений. И именно с Козьмодемьянска взято больше всего нитей для этого ковра.
Наш сегодняшний собеседник впервые прочитал статью в 1989 году, и ему сразу же подумалось, что Козьмодемьянску велено использовать эту идею. Первая «Бендериана» состоялась в Козьмодемьянске только 7 августа 1995 года. Идея проведения такого фестиваля принадлежала многим людям, чьими руками и создавалась «Бендериана».