Viruses: вирусы в вечной мерзлоте способны убивать через 30 тысяч лет

Вирусы из сибирской вечной мерзлоты сохранили возможность заражать амеб даже через десятки тысяч лет, выяснили ученые из России Франции и Германии.

Сохранившиеся в вечной мерзлоте на протяжении десятков тысяч лет патогены называют зомби-вирусами, пандоравирусами или палеовирусами. Все говорит об одном — этим зловредным микроорганизмам десятки тысяч лет, они заражали и убивали живых существ еще до прихода на их территорию людей.

Сейчас ученые активно изучают подобные вирусы из-за глобального потепления. Человечество должно быть готовым к разморозке патогена, который может угрожать нам, как виду. Пока жертвами древних вирусов в лабораториях стали лишь амебы.

Исследователи проанализировали 13 палеовирусов из мерзлого грунта Камчатки, реки Лены, вечной мерзлоты Сибири. Также зомби-вирусы были обнаружены и во внутренностях замерзших в мерзлоте животных: мамонтов и волков. Исследования вирусов опубликованы в журнале Viruses.

Даже сами ученые, в целях безопасности, изучают лишь те патогены, которые способны заражать амеб. Так вирусы, пролежавшие в мерзлоте от 27 до 48 тысяч лет, сохранили свою возможность заражать живые простейшие организмы.

Это указывает на серьезную проблему с глобальным потеплением, помимо экологической катастрофы, человечество может ожидать и биологическая. Даже если пандоравирусы не способны заразить и навредить человеку, то заражая амеб они способны навредить целой экосистеме.

Попав из амеб в воде в организм животного, вероятна мутация, которая вскоре может стать аналогом птичьего или свиного гриппа. Ученые также проводят и поиск вирусов, способных заразить млекопитающих: древних шерстистых носорогов, мамонтов, медведей и волков, исследования проводятся в лабораториях с наивысшим уровнем биологической безопасности BSL-4.