Изучение школьников и взрослых показало особенность мышления на русском языке, ее обнаружили ученые из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ.
Исследователи выяснили особенность мышления русскоговорящих людей — взрослые и школьники опираются на написание слов, а не на звучание. Дети, говорящие на немецком, думают наоборот, о звучании слов. Исследование опубликовано в журнале Journal of Experimental Child Psychology.
Во время чтения мозг обрабатывает множество информации: звучание слов, визуальный образ букв, значение прочитанного и грамматику. Помимо этого, глаз фиксирует и последующее за читаемым слово, успевая предвосхитить развитие текста, раньше понимать смысл.
Анализировать работу мозга ученые начали с глаз, они пронаблюдали за 56 и 48 учащимися вторых и четвертых классов, а также 65 взрослыми во время чтения. Участники читали про себя 60 предложений текста с экрана компьютера, движение глаз фиксировалось камерой.
Исследователи поставили своеобразные «ловушки» в тесте, схожие по написанию слова с ошибками: пирог и пирок, плеог и приог. Первую пару дети и взрослые читали быстро, с переставленными буквами все было намного сложнее. Это показало важность именно буквенной информации, а не звуковой в предобработке текста.
Схожие исследования в других странах показали, что в Германии дети обращают внимание только на звучание слова, взрослые же лишь на написание, как в России. В англоязычных странах предобработка затрагивает оба типа мышления, вне зависимости от возраста.