Nature Genetics: почему в супермаркетах овощи и фрукты безвкусные

Международная группа исследователей выяснила, почему зачастую в супермаркетах овощи и фрукты продаются безвкусными, хотя внешне выглядят вполне спелыми.

Мы живем в эру, когда со многими фруктами и овощами уже не прощаемся зимой. Сегодня даже зимой можно купить красные сочные помидоры или наливные яблоки, но при употреблении особого вкуса чувствовать не приходится. Более того, такие товары бывают жесткими и пластмассовыми на вкус.

В чем секрет такого, казалось бы, великого обмана? Чтобы разрешить этот вопрос, ученые собрали генетические данные, полученные из 725 культурных и диких сортов томатов. Оказалось, что у них отсутствуют около 5000 генов, многие из которых отвечают за защиту от патогенов. Современные сорта попросту лишены геном иммунитета, поэтому с патогенами борются с помощью опрыскиваний.

Однако это еще не главный вывод. Ученые открыли сенсацию, выяснив, что версия гена TomLoxC, которая отвечает за уникальный вкус томата, отсутствует у большинства его современных сортов. Но в диких сортах он присутствует в 90% случаев, сообщается в журнале Nature Genetics.

«При модификации помидора с целью получения наилучших его культурных сортов основное внимание уделялось характеристикам, которые будут влиять на увеличение урожайности и прибыли, таким как размеры плодов или срок их хранения», — рассказал генетик из Корнельского университета, профессор Чжанцзюнь Фэй.

Из-за этого овощи часть генов, ответственных за прочие важные характеристики, такие как вкус и устойчивость к вредным факторам окружающей среды. Но это не неисправимая ошибка, ее легко можно решить, если разработать новые сорта овощей с «классическими» генами.

Причем такие генетически изменения затронули не только помидоры, но и яблоки. Более того, желая получать более высокие урожаи, новые сорта овощей и фруктов потеряли большее количество кальция, калия, белков, железа и витаминов В и С. К сожалению, в условиях современного рынка восстановить вкус продуктов нелегко, так как большие супермаркеты пользуются теми поставщиками, у которых овощи и фрукты растут быстрее и больше. Их не волнует вкусовые характеристики товаров, важнее то, что покупатель увидит на прилавке, пишет ИноСМИ.