В связи с ростом производства молока будут увеличиваться объемы его переработки и потребления других молочных продуктов – сыра и сливочного масла.
Об этом заявил Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка на отраслевом форуме по направлению «Молоко и молочные продукты в сегменте малого бизнеса», проведенном в ходе реализации проекта «Школа бизнеса для малых форм хозяйствования».
Производство товарного молока в РФ в 2023 году может вырасти на 3%, до 25,5 млн тонн, сообщается в презентации Национального союза молока (Союзмолоко) на отраслевой сессии, проведенной Россельхозбанком 29 марта 2023 года. Помимо увеличения производства продолжается изменение структуры рынка: растет объем молока, произведенного в сельскохозяйственных организациях и КФХ.
По мнению экспертов Россельхозбанка, с ростом производства молока вырастет потребление продуктов переработки: сыра и сливочного масла. Потребление сыра,
как ожидается, вырастет с текущих 7 кг на душу населения до 7,21 кг.
Сливочного масла — с 2,8 кг до 2,9 кг на человека по итогам 2023 года и, с учетом активного наращивания производства, в ближайшие годы может достичь 3 кг на душу населения.
«Ключом к новому балансу на рынке может стать рост объемов переработки молока в продукты с более длинным сроком годности: сухое молоко, сыры, сливочное масло. Фермерские продукты – это динамично растущий сегмент рынка. Свежее натуральное молоко, сметана, творог или крафтовые сыры сейчас востребованы, и люди готовы за них платить. Более того, определенный интерес представляют гибридные хозяйства: например, ферма с опцией агротуризма, или ферма и ресторан с едой из продуктов местного производства. В среднесрочной перспективе (1-2 года) прогнозы вполне неплохие», — отмечает Андрей Дальнов, руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка.
В 2022 году основным молочным товаром, экспортируемым Россией за рубеж, стал сыр: доля в общем экспортном товарообороте в стоимостном выражении составила около 32%. За 10 лет (с 2012 года) объем экспорта сыра вырос в 2,5 раза, при этом более половины всего физического объема экспорта идет в Казахстан, около 13% в Беларусь и 10% в Узбекистан (экспорт в эту страну вырос за год на 33,7%). Всего Россия поставляет сыры более чем в 35 стран, в том числе в такие страны дальнего зарубежья, как Китай и Монголия.