Истерика в офисе: мольба о помощи или оружие манипуляции?

Крики, звон, летящие предметы, рыдания – и всё это среди рабочего дня, в офисе, где все мирно занимались своими делами. Первая мысль: к вам ворвались вооружённые грабители или сбежавшая из зоопарка горилла?

Нет, у кого-то из сотрудников случилась истерика. Он мечется по офису с воплями и всхлипываниями, а все остальные растерянно наблюдают за происходящим.

Что делать руководителю в такой ситуации? Как восстановить порядок? Как правильно вести себя с сотрудником, у которого сдали нервы?

Об этом в своей колонке расскажет Виктория Шухат, эксперт в сфере управления и личностного роста.

Пресечь на корню

Истерика у сотрудника на рабочем месте – максимально дискомфортная ситуация для любого руководителя. Вдруг, нежданно-негаданно, офис погружается в хаос, работа прекращается, коллектив в растерянности. Одни наблюдают за шоу, другие пытаются остановить, обнять, утешить, умыть, отпоить чаем коллегу, который стал виновником торжества эмоций.

В этой ситуации первое желание начальника – бежать вон. Но делать это нельзя ни в коем случае. Ибо руководитель – единственный человек, который может и должен навести порядок в подведомственном отделе, департаменте, учреждении.

Итак, что делать, если с вашим сотрудником случилась истерика?

✔ Не пытайтесь приласкать, успокоить, поддержать бушующего сотрудника. Этим вы подольёте масла в огонь.

✔ Войдите в помещение и стукните тяжёлым предметом по столу: громкий и резкий звук нужен, чтобы привлечь внимание человека, который в этот момент не замечает ничего.

✔ Когда он остановится и обратит на вас внимание, прикажите ему уйти из офиса на час, погулять, выпить кофе, привести себя в порядок. Попросите после этого зайти в ваш кабинет.

✔ Своих сотрудников попросите немедленно вернуться к работе и никак не вмешиваться в происходящее.

✔ Когда ваш сотрудник вернётся после прогулки способным к диалогу, сообщите, что это была первая и последняя истерика на рабочем месте. Дайте понять: если у него есть проблемы, вы готовы выслушать и посодействовать, но в конструктивном формате.

✔ Не давайте сотруднику выходных и отгулов в этот день. Попросите вернуться к работе.

Инфантильность и манипуляция

Реагируя на истерику сотрудника столь жестко, вы не должны чувствовать себя жестоким, бессердечным, негуманным человеком. Хотя бы потому, что несёте ответственность за благополучие и результативность целого коллектива.

Другой момент: истерика на рабочем месте, в присутствии всего честного народа, является инструментом манипуляции. Таким способом ваш сотрудник пытается решить свои проблемы, достигнуть тех или иных целей: получить отгул, отлынить от задачи, улучшить свои условия труда, получить другие преференции.

Вовсе не обязательно, что публичная истерика – это актёрская игра. Но в любом случае, это – инфантильное поведение, которым человек привлекает внимание к своей персоне, не считаясь при этом с чувствами, проблемами, задачами других людей.

Поэтому, когда сотрудник устраивает истерику и при этом очевидно, что у него не случилось ничего экстраординарного, имеет смысл задуматься: а нужен ли в вашем коллективе такой работник?

Чего ждать от истеричного сотрудника?

Безусловно, есть типы личности, склонные к истеричному поведению. Оно проявляется у них с раннего детства. Такие люди привыкают к тому, что бурный выброс эмоций – прекрасное оружие, чтобы манипулировать членами семьи, получать желаемое, решать свои проблемы. И по привычке применяют проверенные приёмы на коллегах и руководителе. Одни делают это сознательно, другие – на подсознательном уровне.

Но, как бы то ни было, вам следует понимать, что на такого сотрудника вы не сможете положиться. Он не доведёт дело до конца, ему незнакомо чувство ответственности.

Впрочем, не спешите увольнять такого сотрудника после первой же истерики. Потому что у людей, привыкших манипулировать окружающими, есть одно важное качество: как только их вывели на чистую воду и отказались играть по их правилам, они сразу же меняют модель поведения. Либо находят себе другой объект для манипуляции.

В то же время, я бы порекомендовала руководителям повнимательней приглядеться к сотрудникам, которые тихо делают свою работу, но часто ходят с заплаканными глазами или подавленным видом. Эти люди действительно оказались в тяжёлой ситуации, они пытаются решить свои проблемы самостоятельно, они не взваливают их на окружающих.

Если в вашем коллективе есть такие сотрудники, непременно поговорите с ними спокойно и доброжелательно, выслушайте и попытайтесь помочь. Им это действительно нужно.

Добавим, что читатели МедиаПотока могут задать свои вопросы нашему автору — эксперту в сфере управления Виктории Шухат. Пишите на potokmedia.ru (собака) yandex.ru.

Ответы будут опубликованы в новой еженедельной колонке нашего портала.

Виктория Шухат

эксперт в сфере управления

• 25 лет работает с крупными компаниями, НКО и правительственными организациями в 70+ регионах РФ и странах СНГ.
• Автор 60+ программ по управлению.
• Автор 4 книг.
• Спикер российских и международных конференций.
• Автор и ведущая сертифицированной онлайн-программы «Управленец».

ЕЩЁ МНЕНИЯ