PNAS: Ученые разгадали инновационные для XVIII века химические секреты банкнот Бенджамина Франклина

В журнале Proceedings of the National Academy of Sciences было опубликовано исследование, в котором ученые из Университета Нотр-Дам рассказали о выявленном химическом секрете банкнот Бенджамина Франклина.

Известно, что за свою карьеру Франклин напечатал около 2,5 млн денежных купюр для американских колоний, при этом используя весьма нетривиальные методы. Исследовательская группа во главе с доцентом кафедры физики и астрономии Хачатуром Манукяном, в течение семи лет анализировала около 600 банкнот колониального периода, которые являются часть уникальной коллекции библиотеки Хесбурга.

«Чтобы сохранить надежность купюр, Франклину приходилось быть на шаг впереди фальшивомонетчиков», — рассказал Манукян.

Поэтому он предпринял ряд новаторских идей, чтобы повысить надежность своих банкнот. С помощью спектроскопических приборов и приборов для получения изображений, расположенных в Лаборатории ядерных наук и четырех основных исследовательских центрах Нотр-Дам: Центре экологических наук и технологий, Центре комплексной визуализации, Центре характеризации материалов и Центре молекулярной структуры, ученым удалось частично восстановить методы защиты банкнот Франклина.

Проведенный анализ показал, что при изготовлении купюр использовался «ламповый черный» — пигмент, получаемый при сжигании растительных масел. Кроме того, для печати Франклин применял черный краситель, изготовленный из графита, а также в слои бумаги включал крошечные волокна, которые видны в виде пигментированных загогулин.

Также одним из секретом мастера купюр было добавление полупрозрачного материала, который ученые идентифицировали как мусковит. Изначально Франклин добавлял этот материал для прочности бумаги, но позже стал это делать для того, чтобы отпугнуть фальшивомонетчиков, пишет Innovanews.ru.

Ранее МедиаПоток писал, что климатолог Хансен заявил, что мир стоит на пороге нового климатического рубежа.