Насколько «Честный знак» честен – рассказал эксперт

1 сентября традиционно связывается с «Днем знаний», хотя в этом году первый день осени стал, кроме прочего, еще и датой начала маркировки дополнительных 6 товарных групп. Что это за товары, и зачем вообще нужна подобная маркировка, мы кратко расскажем в этой статье.

Стоит начать с того, что про систему «Честный знак» всё еще мало кто знает, хотя большинство потребителей с ней сталкивается каждый день. Если простыми словами, то система определяет участников процесса, от владельцев производства товаров, импортёров, дистрибьюторов, реализаторов до их потребителей.

При этом все участники оказываются связанными друг с другом маркировкой произведенного и позднее купленного товара. Такая маркировка — это чаще всего data matrix код на упаковке каждой единицы товара.

То есть потенциально любой покупатель может скачать на смартфон приложение, отсканировать такой код и увидеть данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.

Антон Целищев

Годом рождения системы «Честный знак» можно назвать 2018 год, а основной задачей — борьбу с контрафактом и контроль над качеством товаров. Например, считается, что именно с этого времени практически исключена вероятность появления в продаже двойников товара, как и возможность повторного вывода на рынок товаров, в том числе с истекшим сроком годности.

Маркировка каждой единицы продукции индивидуальна, поэтому, если товар подлежит маркировке, но код на упаковке отсутствует, как раз велика вероятность, что это фальсификат. 

На сегодня, кроме прочих товаров, маркируется молочная продукция, упакованная вода, одежда, обувь, парфюмерная продукция, лекарства. С 1 сентября стартовала обязательная маркировка для детской воды, а также медицинские изделия, антисептики, БАДы, кресла-коляски, а с 1 октября становится обязательной маркировка пива и слабоалкогольных напитков, упакованных в стеклянную и полимерную упаковку.

Как видно, товарный рынок России переживает довольно серьезные перемены, даже если они не всегда заметны самим потребителям. Считается, что «Честный знак» существенно уменьшил количество контрафакта и «просрочки», хотя сказать, что этого теперь нет, объективно вряд ли можно.

Например, сама по себе регистрация в «Честном знаке» до сих пор не требует адекватных доказательств права на выпуск продукции под тем или иным товарным знаком, то есть на том же маркетплейсе все еще можно купить кроссовки бренда Adidas сомнительного качества.

Кроме того, следует помнить, что маркировка «Честный знак» — процедура дорогостоящая как с точки зрения организации процесса, так и цены кода на каждую единицу товара, которая составляет порядка 50 копеек. Понятно, что все эти затраты закладывается в конечную стоимость товара.

С уважением, Антон Целищев.

Антон Целищев

Управляющий партнёр бюро «Юристовед»

ЕЩЁ МНЕНИЯ