«Российская полка»: что это такое и зачем – рассказал эксперт

10 октября появилась информация о том, что Минпромторг России поддерживает идею о принятии федерального закона, по которому с 1 марта 2024 года в магазинах появится «российская полка». Что это такое и когда появится, расскажем в этой статье.

Авторы законопроекта в его пояснительной записке указывают, что в России есть мощные производства и сильные бренды, которые подчас слабо представлены в рознице. При этом из-за этого отечественное производство загружено не полностью, а иностранные бренды нередко доминируют в отдельных товарных группах по завышенным ценам.

Обозначенная цель принятия закона базируется на разделении всех товаров на рынке на отечественные и иностранные.

Под первыми понимаются те, которые изготовлены на территории России, а также производствами, владельцами которых являются россияне или белорусы. Отечественные товары при этом по задумке депутатов должны быть на так называемой «российской полке».

Речь о традиционных и интернет-магазинах, маркетплейсах и агрегаторах, которые должны будут продавать эти товары на определенным условиям.

По предварительной информации Минпромторга таким условием должна стать обязанность продавцов оставлять до 50% прилавка для отечественных товаров или 50 первых карточек товаров.

Если речь о маркетплейсе, то есть маркетплейс будет обязан показывать в своей поисковой выдаче первые 50 наименований отечественных товаров.

Трудно не согласиться с тем, что потребительский рынок в России не идеален, а отечественным производителям нужна господдержка. И, конечно, рано делать выводы о законе, который еще не принят.

Вместе с тем уже сейчас очевиден риск того, что в отдельные товарные группы серьезно поредеют, например, когда в зале будут выставлены иномарки в ассортименте пропорциональном Ладам и УАЗам.

При этом если опираться на данные Федеральной таможенной службы машины, оборудование и транспортные средства составляют порядка 50% от всего импорта товаров в текущем году, то есть некоторые товары просто не имеют российских аналогов.

Наконец, непонятна процедура отнесения товаров к отечественным. По известным сегодня параметрам франшиза «Вкусно и точка» — отечественный продукт, как, вероятно, и продукция «Danone» и «Carlsberg», соответствующие активы Указом Президента России от 25.04.2023 переданы от частных иностранных инвесторов под управление Росимущества.

С уважением, Антон Целищев.

Антон Целищев

Управляющий партнёр бюро «Юристовед»

ЕЩЁ МНЕНИЯ