Мошенники прибегают к новым методам и активно используют старые, чтобы заполучить ваши сбережения. Защитите себя и изучите ТОП-5 «удочек» телефонных злоумышленников:
- Звонок из службы безопасности банка
Вам звонят и представляются «сотрудником службы безопасности банка», а номер входящего звонка похож на номер банка. Внимание: мошенники могут заменить в номере только одну цифру. Мошенник сообщает, что «банк выявил подозрительную операцию» и просит конфиденциальные данные: CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн. Таким образом мошенник получает полный доступ к управлению вашими счетами.
2. Перевод по ошибке
Вы получаете СМС с мобильного номера телефона, подделанное под банковское сообщение об операции. Затем приходит СМС с просьбой вернуть деньги. Вы переводите мошеннику свои средства.
3. Звонок из прокуратуры
Мошенник звонит и от имени «представителя прокураторы» сообщает, что сотрудник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением и в его отношении ведутся следственные действия. Мошенник просит помочь следствию, а также убеждает вас перевести свои деньги на «специальный счёт» для их сохранности.
4. Опрос от банка
Вам приходит СМС о том, что Сбер проводит лотерею. Вам предлагают пройти опрос по ссылке, вы переходите по ней и попадаете на фишинговый сайт. Проходите «опрос», и за это вам обещают крупную сумму вознаграждения. Но для подтверждения карты и перечисления бонусов вас просят перечислить «закрепительный платеж» в размере некоторой суммы. Вы отправляете деньги, а потом не можете связаться с мошенниками.
Фишинговый сайт — сайт, на котором от вас пытаются получить секретную информацию, например, пароль от личного кабинета.
5. Автоматизированные кол-центры
По телефону вам сообщают, что ваша карта «заблокирована в связи с подозрительной операцией», просят перезвонить для выяснения подробностей и диктуют номер. По этому номеру отвечает мошенник под видом сотрудника службы безопасности, пугает потерей денег и настойчиво предлагает их перевести на «безопасный счёт», либо пытается получить секретные данные: CVV- или CVC-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн.
Важно: иногда вам может позвонить настоящий голосовой помощник от банка — в том случае, когда банк подозревает мошенничество. Но это делается лишь для подтверждения, что операцию проводили вы сами. Ни сотрудник банка, ни голосовой помощник никогда не просят называть цифры и коды или звонить на номер, который отличается от официального.
Как защитить себя?
- Запишите номер банка 900 в адресную книгу своего телефона. Если звонок будет с другого номера, то на экране телефона он отобразится как комбинация цифр, которая отличается от 900.
- Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Все операции для защиты карты сотрудник банка делает сам. Работник банка никогда не попросит у вас коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC), логин от Сбер Онлайн, коды из СМС, номер банковской карты.
- Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.
- Проверьте баланс своей карты, чтобы убедиться, действительно ли деньги поступили на счёт. Если баланс не изменился, проигнорируйте СМС и сообщите номер телефона мошенника.
- Настройте блокировку фальшивых сайтов в своём браузере. Когда оплачиваете покупки в интернете, проверяйте адрес сайта. Если домен не совпадает в точности с официальным названием сайта, не вводите данные.
- Выбирайте защищённое интернет-соединение. Адрес сайта должен начинаться с букв https, а не с http, а в адресной строке должен отображаться значок в виде закрытого замка.
- Подключите уведомления по карте и получайте сообщения об операциях по вашим картам, вкладам и счетам.
Для повышения киберграмотности каждого человека Сбер создал онлайн-библиотеку знаний по кибербезопасности «Кибрарий». Позаботьтесь о себе и своих близких, чтобы противостоять мошенникам.