К сожалению, мошенники не дремлют и у них есть целый набор хитростей, чтобы обмануть людей, – особенно старшее поколение. Давайте вместе со Сбером разберёмся, какие приемы они используют чаще всего и как им можно противостоять.
Звонок от родственника в беде
Этот трюк стар как мир, но все ещё работает.
Типичная ситуация: звонят с незнакомого номера и говорят, что ваш родственник попал в беду. И якобы звонит или пишет сам родственник. Чтобы помочь, нужно срочно перевести деньги на его счёт.
Недавно был случай, когда мошенники уговорили женщину бросить деньги в мусорный пакет из окна. К счастью, пакет зацепился за дерево, а деньги вернули полицейские. Но счастливых концов в таких историях крайне мало.
Лучший способ обезопасить себя – сразу закончить разговор. После этого свяжитесь с тем родственником, который якобы нуждался в помощи. Вы быстро убедитесь, что всё в порядке.
Неприятности со счётом в банке
Сегодня вряд ли найдётся человек, которому не позвонили бы, представившись работником «банковской службы безопасности». Кроме банков, аферисты могут выдавать себя за представителей Центрального банка, Пенсионного фонда или даже правоохранительных органов.
Сценарий обмана постоянно меняется, как и способ перевода денег. Они могут попросить установить на телефон программу для удалённого доступа или назвать код из сообщения. В результате злоумышленники получают возможность дистанционно контролировать банковский счёт.
Или они могут попросить снять все ваши деньги и внести их в банкомат другого банка для перевода на специальный «защищённый счёт». Или убеждают, что вы участвуете в секретной операции и помогаете раскрыть серьёзное преступление, а после все деньги вернутся.
Лучший способ борьбы – не верить неизвестным звонкам.
Работники банков, правоохранительные органы или Центробанк никогда не требуют от вас выполнить какие-то действия с вашими деньгами или назвать код из сообщения.
Социальные выплаты и субсидии
Аферисты часто используют тему разных государственных выплат для обмана. «Вы знали, что вам положено дополнительное пособие?»; «Если вы не сделаете этого, ваши пенсионные сбережения пропадут»; «Мы поможем вам увеличить пенсию» – такие фразы сразу должны вызвать подозрения.
Есть много фирм-однодневок, которые под предлогом помощи навязывают бесполезные платные услуги, а затем исчезают без следа.
Если вам обещают какие-то выплаты или перерасчёт пенсии, то первое, что нужно сделать: обратиться в государственные организации, например, в Социальный фонд. И ни в коем случае не подписывайте никакие договоры, пока не посоветуетесь с родственниками.
Счётчики и «магические устройства»
Отдельный вид обмана связан с навязыванием ненужных, дорогих и плохих услуг. Классический пример – звонки, письма или визиты к вам домой с требованием проверить счётчики водоснабжения или заменить счётчик электроэнергии.
Пенсионерам говорят, что пришло время заменить счётчик. Естественно, это нужно сделать как можно скорее (иначе будет штраф), и представители компании, конечно, будут рады всё сделать прямо сейчас – только за тройную рыночную цену.
Не стоит даже говорить с такими людьми и тем более пускать их домой. Вы можете уточнить информацию об обслуживании счётчиков у своей управляющей компании или у поставщика коммунальных услуг.
Похожим образом работают и компании, предлагающие разные «чудодейственные лекарства» или псевдомедицинские устройства. И неважно, что они могут стоить тысячи рублей, – представители помогут взять кредит или оформить рассрочку.
Никогда не спешите с покупками. Особенно если речь о больших суммах, и вы видите, что вас торопят с решением. Да, возможно, деньги получится вернуть, но уже через юриста и суд.
Поддельные платёжные квитанции
Основной риск этого обмана в том, что поддельные квитанции очень сложно отличить от настоящих. Часто обман раскрывается, только когда приходят уведомления о том, что на самом деле вы не заплатили по настоящим счетам.
Чтобы не стать жертвой, тщательно сравните платёжные данные с предыдущими документами. Если данные банка, расчётный счёт или другие сведения в квитанции не совпадают с привычными, нужно связаться с коммунальной службой и уточнить, менялись ли данные.
В одной статье сложно описать все потенциальные схемы обмана, которые могут быть использованы против пожилых людей. Мошенники постоянно обновляют и адаптируют свои методики: сегодня они выдают себя за сотрудников прокуратуры, завтра могут звонить от имени Социального фонда.
А чтобы увереннее чувствовать себя в жизни и интернете, Сбер подготовил обучающий курс для аудитории 60+ «Серебряный щит» на официальном сайте банка. Он поможет быстрее узнавать мошенников.