Не первый месяц на разных уровнях ведутся разговоры относительно ужесточения миграционного законодательства.
Данная тема не относится к числу простых, однако может быть причислена к разряду актуальных, поскольку касается как произошедших в России терактов, так и граждан иностранных государств, которые тысячами работают и обучаются в Марий Эл.
О тренде изменений, связанных с этим, в нашем кратком изложении.
По поводу изменений в миграционном законодательстве на днях высказалась депутат Государственной Думы России Ирина Яровая. По ее мнению организация незаконной миграции должна быть отнесена к тяжким и особо тяжким преступлениям, что таковым сейчас не является.
Так, если данная поправка будет принята, то подделка документов, незаконная постановка на учет и прочие деяния станут преступлениями, за умышленное совершение которых максимальное наказание может доходить до десяти лет лишения свободы, а за неосторожные деяния — до пятнадцати лет. За особо тяжкие преступления срок может быть еще большим.
Другая инициатива — запрет на любое посредничество в оценке знаний русского языка у мигрантов, в том числе при приеме профильных экзаменов. Наконец, депутатская группа предлагает запретить рекламу услуг быстрого оформления миграционных документов.
Интересно, что с начала года вступили в силу другие поправки, касающиеся иностранных граждан. Теперь суд может заменить выдворение за пределы России на штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей или обязательные работы, если продолжительность проживания мигранта в России подтверждается документально.
Суд также может учесть семейное положение иностранца, например, наличие брака или ребенка, обеспеченность жильем в России, наличие доходов, законопослушное и общественно приемлемое поведение. Всего с начала года из страны депортировано более 30 тыс. иностранных граждан, что почти в два раза больше, чем годом ранее.
Представляется, что общий тренд на борьбу с незаконной миграцией очевиден и укладывается в общемировой. Вместе с тем сам подход, применяемый в России, не отличается последовательностью.
С одной стороны, речь идет об ужесточении уголовной ответственности и правил получения гражданства. С другой стороны, несмотря на увеличение числа депортаций и запрета на въезд, принимаются нормы, позволяющие обойти строгость миграционных запретов.
Кроме того, есть представление, что до сих пор нет понимания, как решить проблему борьбы с этническими анклавами, а также занятости, которая, как показывает практика, в текущих условиях без трудовых мигрантов вообще не имеет решения.