В МарГУ успешно завершила работу Школа молодых учёных «MitoROS»

12-13 сентября 2025 года на базе Марийского государственного университета прошла Всероссийская школа молодых учёных «MitoROS», посвященная фундаментальным и прикладным аспектам исследования митохондрий и окислительного стресса.

12-13 сентября 2025 года на базе Марийского государственного университета прошла Всероссийская школа молодых учёных «MitoROS», посвященная фундаментальным и прикладным аспектам исследования митохондрий и окислительного стресса.

Мероприятие собрало ведущих специалистов в области биохимии, молекулярной биологии и биомедицины из научных центров России.

Работу школы открыл ректор МарГУ Михаил Николаевич Швецов, который поприветствовал участников и подчеркнул важность развития научных исследований и поддержки молодых талантов в стенах университета.

В течение двух дней перед молодыми учеными выступили признанные эксперты. С лекцией «Митохондрии как клеточный регуляторный центр» выступил член-корреспондент РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Дмитрий Борисович Зоров. Профессор РАН Даниил Викторович Попов (Институт медико-биологических проблем РАН) осветил тему нарушений биогенеза митохондрий в мышцах человека при гипокинезии.

Специалисты из МарГУ представили свои ключевые исследования: доктор биологических наук Михаил Васильевич Дубинин рассказал об адаптивном потенциале митохондрий при дистрофии Дюшенна, а профессор Виктор Николаевич Самарцев – о внутреннем разобщении дыхательной цепи митохондрий и его роли в патологии. Идейный вдохновитель школы, доктор биологических наук Константин Николаевич Белослудцев прочитал лекцию о роли митохондрий в патогенезе сахарного диабета.

Также в рамках школы с мастер-классом по секвенированию митохондриальной ДНК выступил старший специалист компании «Диаэм» Николай Байбаев.

Программа второго дня была не менее насыщенной. С докладами выступили профессор Борис Стивович Шенкман (ИМБП РАН) об энергосенсорных механизмах в мышцах, Егор Александрович Туровский (ИБК РАН) о наночастицах селена для лечения рака, Семен Валерьевич Нестеров (НИЦ «Курчатовский институт») о возможностях криоэлектронной микроскопии для изучения митохондрий. Профессор РАН Егор Юрьевич Плотников (МГУ) рассказал о передовых исследованиях в области межклеточного транспорта и трансплантации митохондрий, а Роман Сергеевич Фадеев (ИТЭБ РАН) – о связи митохондрий, воспаления и онкологических заболеваний.

Школа молодых учёных «MitoROS» стала важной площадкой для обмена знаниями, установления научных контактов и обсуждения перспективных направлений в современной биологии и медицине. Полученные молодыми исследователями знания и опыт внесут значительный вклад в их дальнейшую профессиональную деятельность.

Анастасия Макарова, студент 4 курса специальности «Биология».

«С мыслью о том, что «ученье — свет, а неученье — тьма», мы, группа ББ-42, с огромным энтузиазмом записались на школу молодых учёных «MitoROS: Исследуя митохондрии и окислительный стресс». Это погружение в мир науки превзошло все ожидания!

Специалисты из Москвы познакомили нас с новыми разработками в области биомедицины: от исследований митохондриальных заболеваний до инновационных подходов в борьбе с онкологией. Не остались в стороне и наши преподаватели — их доклады позволили нам глубже понять природу таких болезней, как миодистрофия Дюшенна и сахарный диабет II типа, и подробно разобраться в последствиях разобщения 3-го комплекса дыхательной цепи митохондрий.

Помимо насыщенной лекционной программы, настоящей изюминкой школы для некоторых из нас стал мастер-класс по секвенированию. Это был не просто интересный, а по-настоящему практический опыт! Мы смогли не только услышать теорию, но и буквально прикоснуться к науке, самостоятельно приняв участие в «чтении» генетической информации. Особенно впечатлила возможность заглянуть внутрь современного оборудования — своими глазами увидеть, как устроен и работает сложнейший прибор в реальном времени.

К концу второго дня голова пухла от потока новой информации, но это была приятная усталость. Мы бесконечно благодарны за эту уникальную возможность — с головой окунуться в захватывающий мир научных исследований. Очень надеемся, что такая школа станет доброй традицией не только для нас, но и для многих поколений будущих биологов!»