Многим россиянам придется отказаться от авто: с 1 декабря в России считают утильсбор иначе – автодилеры разводят руками

С 1 декабря в России вступила в силу новая схема расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей. Если раньше его определяли в основном по объему двигателя, то теперь в формулу включена и мощность мотора.

С 1 декабря в России вступила в силу новая схема расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей. Если раньше его определяли в основном по объему двигателя, то теперь в формулу включена и мощность мотора.

Инициатором изменений выступил Минпромторг. В ведомстве пояснили, что прежний подход уже не отвечает реалиям рынка.

Вообще, утилизационный сбор — это обязательный платеж, компенсирующий будущие расходы на утилизацию машины после окончания ее службы. Он взимается с легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, спецтехники.

Если авто произведено в России, то утильсбор платит изготовитель, но если ввозится из-за рубежа, то импортер или покупатель. Такой механизм в России действует с 2012 года.

Размер сбора рассчитывается умножением базовой ставки на коэффициент. Так, базовая ставка — 20 000 рублей для легковушек и 150 000 рублей для грузовиков и автобусов. Коэффициент формируется с учетом возраста автомобиля, типа таможенного оформления, объема и мощности двигателя.

Для машин с бензиновыми и дизельными моторами мощностью свыше 160 л.с., а также для электромобилей и последовательных гибридов мощностью более 80 л.с., вводится прогрессивная шкала: чем мощнее транспорт, тем выше коэффициент.

Россияне, которые ввозят авто для личного пользования, сохраняют льготные ставки для самых массовых моделей до 160 л.с. Стоимость утильсбора — 3 400 рублей для новых машин и 5 200 рублей для автомобилей старше трех лет. Эти послабления действуют для транспорта с двигателем объемом до трех литров.

Однако льготой можно воспользоваться только при строгом соблюдении условий:
— не более одной машины в год;
— запрет на смену владельца в течение 12 месяцев.

Если правила нарушены, то утильсбор придется оплачивать по ставкам, применяемым к юридическим лицам. Кроме того, ранее мощность двигателя не влияла на расчет сбора, но рынок существенно изменился.

Теперь покупатели активно выбирают малолитражные, но высокомощные модели, растет число электрокаров и гибридов. Привязка исключительно к объему мотора перестала отражать реальную нагрузку на систему утилизации.

Также важна и другая деталь — борьба с теневыми схемами. Иномарки часто завозили в страну под льготные ставки, оформляя их на физических лиц, хотя фактически они предназначались для дальнейшей перепродажи. Новые же правила сделают такие манипуляции бессмысленными и сократят мошенничество при импорте.

По расчетам, в 2026 году федеральный бюджет может получить от утильсбора около 1,65 трлн рублей, что почти на 47% больше, чем в 2025 году. При этом более трети суммы (порядка 561 млрд рублей) — это поступления от импортируемых автомобилей.

Сильнее всего изменения ударят по сегменту люксовых и премиальных машин — Rolls-Royce, Bentley, Lamborghini, Porsche и другим. Для таких авто утильсбор на новые модели может вырасти с 2 млн до почти 7 млн рублей, а для автомобилей старше трех лет — с 3 млн до 10 млн.

Таким образом, повышение утильсбора будет стимулировать спрос на менее мощные и более экологичные автомобили, включая и электромобили. При этом власти заявляют, что не собираются закрывать рынок от иностранных брендов.

Из-за высокого спроса перед объявленным ростом ставок власти перенесли повышение утильсбора с 1 ноября на 1 декабря, чтобы покупатели успели пройти растянутые таможенные процедуры. С 1 января 2026 года запланировано очередное повышение ставок в рамках индексации, пишет Iz.ru.