Берлин, 29 мая. Исследователи из Немецкого центра приматов поставили ряд опытов с западноафриканскими зелеными мартышками и выяснили, каким было эволюционное происхождение звуковых сигналов этих приматов. Работа опубликована в издании Nature Ecology & Evolution.
Эксперименты проводили с двумя видами зеленых мартышек – восточноафриканскими Chlorocebus pygerythrus (верветками) и западноафриканскими Chlorocebus sabaeus. Первые используют три звуковых сигнала тревоги, отдельно обозначая приближение леопарда, змеи и орла. Их западноафриканские сородичи не пользуются сигналом, который относится к орлу, так как в ареале обитания вида нет опасных воздушных хищников.
Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Ученые наблюдали за мартышками около исследовательской станции в Сенегале. В качестве воздушной угрозы исследователи использовали дроны, которые пролетали над приматами с жужжащим звуком на высоте 60 метров.
Неизвестный пугающий звук заставлял мартышек спрятаться среди веток и бить тревогу. При этом обезьяны использовали сигнал, который отличался от «змеиного» или «леопардового», но напоминал «орлиный» сигнал их восточноафриканских сородичей.
Зоологи повторили эксперимент через несколько дней, воспроизведя лишь звук приближения дронов, но не использовав сами летательные аппараты. Тем не менее реакция приматов оказалась той же.
«Заслышав звук, животные подняли глаза и стали осматривать небо. Они быстро поняли, что означают ранее неизвестные звуки, и запомнили эту информацию. При этом структура их крика осталась практически неизменной по сравнению с верветками, несмотря на три с половиной миллиона лет раздельной эволюции. Похоже, она уходит глубоко в прошлое», — прокомментировала результаты исследования ведущий автор работы Джулия Фишер (Julia Fisher).
Ее коллега Курт Хаммершмидт (Kurt Hammerschmidt) отметил, что тревога была не связана с орлами как таковыми и издаваемый приматами звук охватывает более широкую категорию «летающих вещей».