2015 год выдался непростым в плане изменений в экономике и рынка труда, в такое время терять работу особенно страшно, но паниковать не стоит. МедиаПоток пообщался с одним из основателей рекрутинговой компании Smart Selection LCC Антоном Груздевым о том, что делать, если наступил перерыв в карьере и некоторых тенденциях на рынке труда.
О тенденциях
1. Как ни странно, соискатели не идут куда попало. «Несмотря на то, что выбор существенно сократился, избирательность также повысилась. Во многом из-за нежелания повторять плачевный опыт и желания выбрать более надежного работодателя», — комментирует рекрутер.
2. Свой бизнес в условиях кризиса — не всегда выход. «Средний бизнес постепенно переходит в малый из-за потери оборотов и застоя в экономике. Малый бизнес в свою очередь затягивает пояса потуже и изо всех сил старается перетерпеть нынешние условия. Однако стоит заметить, что предприниматели адаптируются к экономической конъектуре и изменяют модели ведения бизнеса, более точно определяя своего целевого клиента и становясь более гибкими в форматах сотрудничества.
Если вы решили открыть свое дело, пускай это производство, интернет-магазин, профессиональные услуги, то, во-первых, этот путь ближе тем, кто морально и психологически готов к трудностям, к конкуренции в борьбе за клиента, а во-вторых, нацелен на долгую игру, когда первое время придется работать не в «ноль», а в минус.
Но в случае, если вы решили открыть свой бизнес, потому что не получается устроится на работу, и вы видите в этом единственный выход к заработку — помните, что подходить к такому решению нужно осознанно, с учетом всех рисков и того, что это долгий путь к стабильному заработку. В противном случае после пары неудач вы рискуете потерять и стартовый капитал, и первоначальный запал что-либо делать.
В России ничтожно малый процент «релевантных» предпринимателей, то есть тех, которые обеспечивают себя, предоставляют официальные рабочие места с конкурентной заработанной платой и влияют на экономику», — отмечает Груздев.
3. «Если брать самую популярную зарплату в Москве, это 50-60 тысяч рублей. Проблема больших городов сегодня, что зарплата там не растет. И наравне с зарплатами в 120 тысяч есть и 15-20 тысяч рублей в месяц». Напомним, что в Марий Эл средняя зарплата, по официальным данным, находится у отметки 20-22 тысячи рублей.
4. Образование на данный момент важно, но не является приоритетом. «Образование уступает опыту и показателям на прошлых местах работы, личностным и мотивационным факторам. Это точно касается тех областей, где нужно двигать, развивать и продавать. Врачи, инженеры и подобные специальности, требующие специальных навыков, конечно, по-прежнему будут требовать специального образования».
5. Одна из извечных проблем рынка труда — проблема молодых специалистов. Работодатель ждет от соискателя опыта и стажа для принятия его на вакансию, но их нет у людей, только что закончивших вуз. «Сейчас системе приходится ломаться и адаптироваться. То поколение, которое сейчас учится, понимает, что без опыта они никому не нужно. И молодые люди действительно пытаются получить опыт еще будучи студентами. Однако появляется другая проблема — у таких выпускников слишком большие запросы, потому что нет реального понимания рынка, своих возможностей и возможностей работодателя. Это говорит о хорошей мотивации, но о низкой осведомленности по рынку труда, который затем всех начинает урезонивать», — отмечает специалист.
6. Сегодня преобладают рекомендации, знакомства, профессиональные социальные сети. «Соискатели постепенно понимают, что без общения и установления контактов, хорошей карьеры не построить, — комментирует Груздев. — Не стоят на месте и технологии. Раньше можно было сказать однозначно, что сайты вроде hh.ru или JOB.ru — основные источники вакансий. Но сегодня есть Facebook, LinkedIn, а также масса конференций, ярмарок вакансий, куда реально стали ходить люди, чтобы найти работу. В соцсетях присутствуют профессиональные сообщества, группы по вакансиям, странички компаний. В онлайн режиме проще ознакомиться как с вакансией, так и с соискателем, сразу просмотрев его страницу, задав вопросы. Если говорить о топовых вакансиях — управленцах, руководителях — то они вообще мало где публикуются. Это как раз первый вариант — связи и знакомства. Что касается регионов, городов, таких как Йошкар-Ола, то здесь до сих пор актуальны газеты: каталоги вроде «Работы и зарплаты», «Из рук в руки» для более практических профессий».
10 советов при поиске работы
1. Общаться как можно больше, завязывать полезные контакты, расширять сеть контактов, посещать специальные мероприятия по поиску работы и вакансий.
2. Если вы остались без работы, то по-прежнему лучшей инвестицией в кризис остается вложение в себя: курсы повышения квалификации, тренинги, дополнительное образование, иностранные языки, расширение сфер имеющейся профессии.
3. Нужно идти в ногу со временем и осваивать интернет. В ожидании вакансии мечты можно не успеть за технологиями. Особенно это касается офисных работников. Для рабочих специальностей это не так важно, но тоже приобретает актуальность в плане расширения инструментария поиска работы.
4. Не сидеть сложа руки. Не нужно пассивно ждать, когда кризис минует. Стоит пробовать новое, подходить гибко, не бояться менять профессию. В случае, если человек ждет работу по специальности от полугода до года, то начинается потеря квалификации. В среднем стоимость специалиста снижается на 10-15% за данный период, и прямо пропорционально этому растет конкуренция со стороны рынка соискателей.
5. Нужно стараться избегать ситуации поиска работы ради работы. Найти любую работу ради пропитания сегодня не такая проблема, как вопрос реализации. Это немного сложнее и порой приходится выходить на работу, потому что надо, но поиски «работы мечты» прекращать не стоит.
6. Сегодня кандидату важно установить контакт с HR-менеджером, специалистом по подбору персонала. Это, по большому счету, фильтр для доступа к следующему этапу, когда кандидатуру рассматривает директор. Надо понимать, что в условиях кризиса на одну вакансию претендуют по 100-200 человек и важно именно установить контакт, понять чем вы и компания можете быть полезны друг другу, а не торговаться и акцентировать внимание на запросах.
7. Стоит избегать штампов в резюме, вроде «ведение деловой переписки» или «коммуникабельность». Стоит демонстрировать показатели и результаты, чего вы достигли на прошлой должности.
8. Обязательно стоит писать сопроводительное письмо. Здесь не нужно перечислять свой опыт, а стараться продать себя в 5-6 ярких предложениях. Оно должно быть емким и конструктивным. Читать большие и пространные жизнеописания некогда, а резюме без сопроводительных писем зачастую не рассматривают. Стоит показать свою мотивацию и интерес в вакансии, уровень грамотности и готовности работать.
9. Не паниковать. Поиск работы сам по себе — стресс, поэтому нужно рассчитывать свои силы и находить время на себя, чтобы не находиться в постоянном напряжении.
10. Даже если вы остались без работы, ведите рабочий распорядок дня, ведь сейчас поиск работы — это и есть ваша занятость: каждый день уделяйте поиску работы определенное время, анализируйте посещенные собеседования и подводите итоги проделанной работы по поиску работы.