С советских времен граждане привыкли к литровому пакету молока. Сейчас все несколько иначе, на прилавках магазинов молоко можно найти в пакетах по 0,9 или 0,8 литра.
По мнению маркетолога Анны Царегородцевой, уменьшение объемов ряда продуктов без сокращения цен замечено с 2000-х годов. Распространено это не только в Марий Эл и России, но и за рубежом.
Сама тенденция началась с дискаунтеров – магазинов, которые за счет уменьшения объемов продуктов снижали их стоимость, создавая имидж доступного магазина. Аналогом такого маркетингового хода является сохранение цены на продукт при уменьшении его объема, нередко в той же полноразмерной таре.
Если говорить о молоке, как рассказывает Анна Царегородцева, люди со временем действительно привыкли, что молоко фасуется в литровую тару, поэтому сейчас, когда объем продукта меньший, просто не замечают этого.
Причин у такого маркетингового хода может быть много. Например, очевидной может показаться увеличение стоимости сырого молока, из-за чего будет расти цена пакетированного молока.
На это, в частности, указывает Росстат, по данным которого в 2022 году средняя цена реализации сырого молока у сельхозпроизводителей выросла с 27,5 до 33 рублей за 1 килограмм относительно 2021 года.
Директор фирмы «Агрокомпани» Фарид Сафиуллин соглашается со статистикой, указывая на то, что по сравнению с прошлым годом себестоимость производства сырого молока выросла из-за увеличения цен на сельхозоборудование.
Например, кормораздатчик «Celikel», при применении которого отмечается увеличение надоев на 25% за счет усвоения равномерно перемешанного корма, подорожал на 10 — 15 процентов.
Станислав Михайлов, фермер из Советского района Марий Эл, объясняет повышение себестоимости на сырое молоко также связано с увеличением расходов на упаковку молока и обязательную маркировку «Честный знак», которая стала обязательной для фермеров с 2023 года.
Как говорит фермер, корма для коров выросли в цене примерно на 16% по сравнению с декабрем 2022 года, а стоимость отечественных ветеринарных препаратов увеличилась на 10 — 15 %.
Можно сказать, что уменьшение объема молока в пакете при сохранении прежней цены — это факт нашего времени. Он имеет объяснение и, как часто бывает, далеко не одно. Можно задаться вопросом, корректно ли поступают производители пакетированного молока, когда разливают молока меньше, чем это было раньше?
На мой взгляд, если на упаковку нанесена информация о том объеме, который в пакете, и сделано это полноразмерным честным шрифтом, в этом нет обмана. Это действительно можно расценивать как следствие удорожания жизни или проблем в отрасли, но вряд ли как надувательство покупателей.
С уважением, Антон Целищев.