Сегодня исполняется 82 года с того дня, когда судьбы миллионов граждан СССР, в том числе МАССР, изменились до неузнаваемости. ИА «МедиаПоток» предлагает окунуться в историю и открыть газету «Марийская правда» от 23 июня 1941 года.
В период с 1941 по 1945 годы на фронт ушли более 142 тысяч уроженцев марийского края. Из них погибли в бою и плену, а также пропали без вести более 75 тысяч человек. 53 уроженца МАССР были удостоены звания Героя Советского Союза, 14 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Для всех этих людей 22 июня был ничем не примечательным днем, который позже, как окажется, многие будут вспоминать как самый последний мирный и тихий день, а для кого-то даже самый последний выходной день в жизни.
Весть о начале Великой Отечественной войны пришла в наши края во время празднования 20-летия Марийской АССР. В этот день на Юбилейной площади в Йошкар-Оле прошёл 12-тысячный митинг.
Вот как об этом было написано в 146-м номере газеты «Марийская правда» от 23.06.1941 года: «через Юбилейную площадь прошло 12 тысяч трудящихся, продемонстрировавших сплоченность вокруг Сталинского Центрального Комитета партии, вокруг великого Сталина, готовность в любую минуту выступить на защиту границ нашей могущественной социалистической Родины».
Однако в марийских газетах о начале Великой Отечественной войне рассказали лишь на следующий день. Судя по заметке все той же «Марийской правды» от 23.06.1941 года, после того, как жители Йошкар-Олы прослушали обращение Молотова о начале войны, они организовали митинг на Юбилейной площади, на котором собралось около 8 000 человек.
«Гнев и негодование слышались всюду по поводу озверелых фашистов, разжигателей войны… Трудящиеся города Йошкар-Ола целиком и полностью одобряют принятые советским правительством меры к тому, чтобы отбить неслыханное бандитское нападение на священные советские рубежи».
Аналогичные жителям Йошкар-Олы настроения присутствовали практически во всех районах МАССР. Например, свое негодование в резолюции выразили рабочие и служащие 67-го километра Суслонгерского механизированного лесопункта. Она была опубликована в том же выпуске «Марийской правды» от 23.06.1941 года:
«В ответ на выступление врага мы еще больше укрепим свою организованность и дисциплину, удвоим производительность труда. По первому зову партии и правительства все как один выступим на защиту советской Родины».
По поручению рабочих эту резолюцию подписали: А. Плотников, И. Куклин, А. Рогулькин, С. Мельников и другие.
А вот такая реакция на начало Великой Отечественной войны была зафиксирована в селе Пектубаево:
«С огромным возмущением трудящиеся села Пектубаева узнали о неслыханном разбойничьем нападении германской фашистской военщины на советскую территорию.
Выступившие на митинге товарищи трудящиеся Михеев, Миронов, Нехорошков и многие другие изъявили желание добровольцами пойти на фронт, чтобы нанести сокрушительный удар по фашистскому агрессору».
В Юрино 23 июня на площади собрались 3 000 рабочих, колхозников и интеллигенции. Судя по заметке, надиктованной в редакцию «Марийской правды» по телефону, «речь Молотова вызвала бурю негодований по адресу врага. Трудящиеся Юрина всегда готовы взять в руки винтовки и обрушиться на врага».
Некий товарищ Галин, выступавший перед собравшимися на площади, говорил: «Мы отдадим свои жизни за счастье народа, за непобедимое дело партии Ленина — Сталина. Никто никогда не отнимет у советского народа счастливой свободной жизни».
Война оставила глубокий след на МАССР. Причем он встречается не только в виде воспоминаний последний очевидцев тех ужасных событий и памятников, но и остатков оборонительных рубежей. Мало кто знает, но к осени 1941 года не только Москва ожидала врага у своих ворот, но и все Поволжье.
По территории нашей республики частично прошла сеть оборонительных сооружений, именуемая Волжской оборонительной линией. Она стала самым настоящим ключом к территориям на Урале, а ее задаче было остановить войска Вермахта на подступах к Уральскому промышленному району и задержать врага на Казанском обводе, в который входили ТАССР, МАССР и ЧАССР.
Фрагменты тех сооружений до сих пор сохранились на территории современной Марий Эл в ее лесах и по берегам Волги. Сейчас они представляют собой заросшие ямы, ячейки, обвалившиеся окопы и противотанковые рвы, которые отличить от природных оврагов сможет только опытный глаз.
Тем не менее, ныне заросшие и прогнившие ДОТы, блиндажи и прочие укрепления – это пример мужества и стойкости нашего народа, который в жестких условиях готовился к войне и ждал врага не сложа руки.