Генеральный конструктор Центра комплексных беспилотных решений Дмитрий Кузякин рассказал о завершении работы над несколькими вариантами использования беспилотника «Судного дня», предназначенного для отслеживания радиоактивного заражения после возможного применения атомного оружия.
Как сообщил специалист в беседе с ТАСС, инженеры ЦКБР подготовили несколько вариантов эксплуатации FPV-беспилотника, который планируется задействовать силами Министерства обороны и структурами гражданской защиты.
Аппарат интегрирован в проект «Хруст» и предназначен для определения степени радиоактивного загрязнения территорий. Подробности разработанных схем применения остаются закрытыми, однако проект активно развивается.
По словам Кузякина, технология способна сохранить множество человеческих жизней при реализации наихудшего варианта развития глобальной обстановки. Вопреки распространённому мнению, применение атомных боеприпасов не означает немедленную гибель всего населения планеты — большая часть людей поначалу даже не осознает факт использования такого оружия. Однако за несколько недель радиоактивные частицы и продукты горения от масштабных пожаров в эпицентрах поражения распространятся по всему миру.
Генеральный конструктор привёл в пример катастрофу на Чернобыльской АЭС, которая продемонстрировала высокую скорость перемещения радиоактивной пыли и её неравномерное оседание — в виде отдельных участков и полос.
Руководитель ЦКБР отметил, что интенсивность радиационного фона после атомных взрывов снижается достаточно быстро, но в первые часы остаётся критически опасной. Именно в этот период необходимо организовать вывоз пострадавших, развернуть временные укрытия, проложить безопасные маршруты для транспорта и граждан. В условиях пожаров, разрушений и быстро меняющейся картины заражения крайне востребованы оперативные мобильные средства дистанционного контроля обстановки.
Специалист подчеркнул, что поверхностное радиоактивное загрязнение можно устранить водой или удалением одежды, но попадание радионуклидов внутрь организма несёт смертельную угрозу. Поэтому данные о локализации и мощности заражения в начальные часы после поражения имеют критическое значение. Для работы в таком катастрофическом сценарии систему «Хруст» модифицировали, обеспечив возможность управления из бронированных машин и обычных автомобилей. Оператор может вести разведку без выхода наружу и без остановки транспорта, например сопровождая эвакуационные колонны.
Беспилотник «Судного дня» способен находиться в воздухе до 20 минут. Радиус его действия составляет от 500 метров в зонах сплошного загрязнения до двух километров на территориях с переменным уровнем заражения. Система функционирует из герметичной бронемашины даже в движении.