Выгодны ли фермерам онлайн-продажи?

После пандемии изменились многие стороны нашей жизни, например, современные фермеры получили возможность продавать свои товары не только на традиционном рынке или в торговых сетях, но также в сервисах сети Интернет.

Онлайн-продажи в Интернете ежегодно растут, а сам объем сбыта фермерской продукции, по оценкам экспертов Россельхозбанка, к концу 2023 года достигнет 50 миллиардов рублей, а к 2025 году на платформах российских маркетплейсов в категориях «эко», «зеленая» или «органическая» будет размещено около 30% фермерской продукции.

Как относятся сами сельхозтоваропроизводители и торгующие фермерскими товарами предприниматели к онлайн-продажам, выясняем в этой статье. 

Фермер Моркинского района Сергей Григорьев видит перспективы в онлайн-продажах сельхозпродуктов при условии их дополнительной переработки. Отчасти по этой причине в его хозяйстве установлены линии вакуумации, благодаря которым уже очищенные и нашинкованные овощи упаковываются в герметичные пластиковые пакеты.

Потребители в этом случае получают свежий продукт, практически готовый к употреблению, а фермер дополнительный доход от переработки овощей и их поставки в кафе, гостиницы и на маркетплейсы, например, KazanExpress.

Сергей Григорьев, глава фермерского хозяйства в Моркинском районе Республики Марий Эл

Меньше оптимизма относительно онлайн-продаж, где покупателями выступают уже сами фермеры, у Романа Гордеева. Будучи менеджером по испытаниям компании «Поиск», занимающейся селекцией, производством и оптовой продажей семян и посадочного материала, он считает, что онлайн-продажи часто не позволяют выявлять реальные потребности покупателей.

Например, после введения против России санкций серьезно повысились цены на зарубежные семена моркови, при этом многие фермеры до сих пор не обращают внимание на отечественный сорт «Шантенэ Королевская», который не только лучше зарубежного аналога прорастает в тяжелых глинистых почвах европейской части России, но и дает урожай за 90-110 дней. 

Сами отечественные семена при этом стоят вдвое дешевле зарубежных аналогов. И об этом действительно можно узнать на сайте, но в этом случае фермер рискует остаться один на один с информацией о товаре, которая конкретно в его случае может оказаться неподходящей.

Такая ситуация маловероятна во время традиционной продажи, когда продавец не только указывает на характеристики, но проверяет почву, погодные условия и прочее.

Роман Гордеев, менеджер по испытаниям компании “Поиск”

В продолжение разговора предприниматель Алексей Попёнов, занимающийся торговлей продуктами питания, рассказывает, что онлайн-продажи фермерскими продуктами в небольших городах, в той же Йошкар-Оле, невыгодны, поскольку нет достаточного покупательского спроса.

При этом многие думают, что торговать предпринимателю онлайн выгоднее, чем в обычном магазине, это не всегда так.

Во-первых, фермерские продукты сами по себе более экологичные, от того стоят дороже, во-вторых, их нужно не только довезти со склада до магазина, но и потратиться на последующую доставку до пунктов выдачи или квартир покупателей.

Все это делает онлайн-продажи фермерской и смежной продукции невыгодными в республике, что, к, слову, подтверждается опытом работы интернет-магазина Сернурского сырзавода, который был открыт во время пандемии, но проработал около года.

Алексей Попёнов, предприниматель (торговля продуктами питания) Республики Марий Эл

Можно согласиться с тем, что онлайн-продажи вообще и продажи фермерской продукции в частности имеют тенденцию к росту, о чем говорит статистика. Вероятно, правда и то, что основными покупателями фермерской продукции сейчас являются довольно обеспеченные граждане от 25 до 40 лет, проживающие в крупных городах.

Например, в Петербурге и Москве средний чек заказов категории «Овощи, фрукты и орехи» в сервисе доставки еды «Перекресток» в 2022 году  вырос на 5%, при этом количество заказов свежих овощей выросло в 1,8 раз по сравнению с 2021 годом.

Думается, со временем привычка покупать овощи в сервисах сети Интернет будет актуальна и в относительно небольших городах, как стало обычным покупать овощи в магазинах, а не выращивать их в садах и огородах.

При этом, как видно, основным доводом к покупке условной фермерской капусты или сыра действительно может стать лишь банальная экономия времени покупателя.

С уважением, Антон Целищев.

Антон Целищев

Управляющий партнёр бюро «Юристовед», преподаватель МарГУ.

ЕЩЁ МНЕНИЯ