Министр финансов республики Алексей Торощин в интервью журналу «Финансы» рассказал о приоритетах экономического развития Марий Эл.
— Алексей Анатольевич, в 2021 г. отмечается 100 лет со дня образования Министерства финансов Республики Марий Эл. За это время в республике накоплен огромный опыт в области организации и функционирования бюджетной системы региона. Как решаются задачи по сбалансированности бюджета в период продолжающейся пандемии?
— В 2020 г. карантинные ограничения привели к существенному снижению деловой активности в экономике республики. Поступления налоговых и неналоговых доходов без средств, формирующих дорожный фонд Республики Марий Эл, составили 17,8 млрд руб. со снижением к 2019 г. на 1,1 млрд руб., или на 6,0%.
В республике в целях поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющего деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики, был предоставлен ряд льгот:
- пониженные ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в наиболее пострадавших отраслях экономики;
- льготы по налогу на имущество организаций для арендодателей (собственников торговых центров и иных помещений).
Сумма выпадающих доходов бюджета от предоставления указанных льгот за прошлый год оценивается в объеме более 100 млн руб. Но эти средства помогли малому бизнесу преодолеть кризисные явления в экономике.
Для компенсации снижения поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции республике в 2020 г. из федерального бюджета дважды были предоставлены дополнительные дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в объеме 1,2 млрд руб. Таким образом, снижение собственных доходов было полностью компенсировано дотацией из федерального бюджета, благодаря чему обеспечена сбалансированность консолидированного бюджета Республики Марий Эл.
Поэтому все расходные обязательства бюджета по выплате заработной платы, социальным обязательствам перед гражданами и другим первоочередным расходам исполнялись своевременно и в полном объеме. Значительные средства направлены на реализацию национальных проектов – 8,9 млрд руб., из них на национальные проекты
«Безопасные и качественные автомобильные дороги» – 3,7 млрд руб. и «Демография» – 1,8 млрд руб.
В 2020 г. удалось значительные средства направить на погашение кредиторской задолженности, образовавшейся в прошлые годы.
Сокращение показателя за период 2018– 2020 гг. по сравнению с 1 января 2018 г. составило 1,7 млрд руб. (или на 74%).
— Республика Марий Эл вошла в число 10 регионов, где реализуется индивидуальная программа социально-экономического развития? Какие ресурсы и на какие приоритетные направления направляются средства?
— Мероприятия программы направлены на решение ключевых социально значимых проблем развития Республики Марий Эл в сфере промышленности и сельского хозяйства, повышение инвестиционной привлекательности региона, развитие транспортно-логистического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и отраслей социальной сферы.
Реализация мероприятий программы рассчитана на 5 лет с ежегодной поддержкой из федерального бюджета в объеме 1 млрд руб., также выделяются средства из республиканского бюджета и внебюджетных источников.
По итогам 2020 г. в рамках реализации мероприятий программы оказана государственная поддержка в объеме 262,6 млн руб. на развитие агропромышленного комплекса (АПК). 15 предприятий АПК получили возможность начать реализацию долгосрочных инвестиционных проектов, направленных на создание семеноводческих и льноводческих предприятий, модернизацию молочных комплексов (ферм), перерабатывающих производств. В 2021 г. поддержка сельхозтоваропроизводителей республики продолжится. Планируется направить на это более 151,0 млн руб., у предприятий появится возможность для приобретения современной высокопроизводительной сельскохозяйственной техники и оборудования.
Уже достигнуты первые положительные результаты реализации мероприятия: создано 169 рабочих мест в АПК; увеличены налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Марий Эл на 98 млн руб.; производство молока увеличилось на 7,5 тыс. т к уровню 2019 г. и др.
В 2020 г. в республике создан региональный Фонд развития промышленности. 50,1 млн руб. направлено на развитие Фонда и предоставление займов промышленным предприятиям республики. В результате его деятельности в 2020 г. трем компаниям оказано содействие в реализации инвестиционных проектов, создано 13 новых рабочих мест. В 2021 г. продолжается оказание финансовой поддержки субъектам деятельности в сфере промышленности, планирующим производство новой импортозамещающей продукции, внедрение передовых технологий.
В целях развития транспортно-логистического комплекса более 46 млн руб. в 2020 г. направлено на работы по проектированию и строительству пассажирского терминала в аэропорту г. Йошкар-Олы и пассажирского причала для речных судов на р. Волге в районе г. Козьмодемьянска. В 2021 г. работы продолжаются, объем финансирования предусмотрен более 120 млн руб.
Значительная доля финансовых средств в рамках реализации мероприятий программы направляется на развитие жилищно-коммунального хозяйства республики.
Финансируются работы на развитие инженерной инфраструктуры для жилищного строительства, по модернизации инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, объектов водоснабжения и водоотведения, реконструкции очистных сооружений, замене ветхих участков канализационных сетей, объектов теплоснабжения, а также проведению оснащения предприятий специализированной коммунальной техникой.
Финансирование вышеназванных мероприятий является основным драйвером ускоренного развития экономики республики, что позволит обеспечить выполнение целевых показателей индивидуальной программы, направленной на повышение уровня и качества жизни населения республики.
— Как строятся в республике межбюджетные отношения с муниципальными образованиями? Как отразилась пандемия на доходной части местных бюджетов?
— В Республике Марий Эл создана двухуровневая система местных бюджетов, включающая 138 местных бюджетов, из них 3 городских округа, 14 муниципальных районов и 121 городское и сельское поселение.
Большое влияние на формирование собственной доходной базы муниципальных образований республики в 2020 г. оказала пандемия, ограничившая работу многих отраслей. Несмотря на это, поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты муниципальных образований в 2020 г. составили 4,6 млрд руб., годовой план выполнен на 103,4%. Рост к уровню 2019 г. составил 105,7%, или 245,7 млн руб. В текущем году стабильно осуществляется поступление налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. В доходах местных бюджетов республики значительный удельный вес занимают безвозмездные поступления из республиканского
бюджета (75,8%).
За 2020 г. перечислено межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований в сумме 14,3 млрд руб. В структуре межбюджетных трансфертов наибольший удельный вес (48,2%) занимают субвенции. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и сбалансированность составили 13,2% в объеме финансовой помощи.
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям распределяются по законодательно утвержденным методикам на основе критерия выравнивания бюджетной обеспеченности. Основная доля распределенных дотаций заменяется дополнительными нормативами по налогу на доходы физических лиц. В 2020 г. в районные бюджеты и бюджеты городских округов по дифференцированным нормативам были переданы отчисления налога в размере 15% доходов консолидированного бюджета республики от налога на доходы физических лиц.
Министерством финансов Республики Марий Эл заключаются с муниципальными образованиями республики, являющимися получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из республиканского бюджета Республики Марий Эл, соглашения о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которыми определяются меры, направленные на стимулирование социальноэкономического развития и финансовое оздоровление муниципальных образований, а также обязательства муниципальных образований и меры ответственности за невыполнение указанных обязательств.
В 2020 г. в соответствии со ст. 142.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации наиболее обеспеченные муниципальные образования перечислили в бюджет субъекта межбюджетные субсидии, или так называемый «отрицательный трансферт», в общей сумме 29,7 млн руб.
Как показывает практика, закрепленные Бюджетным кодексом Российской Федерации инструменты межбюджетного выравнивания (такие как передача местным бюджетам единых и дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, а также распределение финансовой помощи на выравнивание бюджетной обеспеченности на основе относительных показателей) не позволяют обеспечить полную сбалансированность местных бюджетов.
Для смягчения негативных последствий на республиканском уровне данная проблема решается путем предоставления в составе иных межбюджетных трансфертов дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Ежегодно в республиканском бюджете резервируются средства для последующего распределения в течение года между муниципальными образованиями в целях обеспечения их сбалансированности. В 2020 г. объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов составил 0,9 млрд руб.
Средства направлены на:
- компенсацию снижения поступления налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции;
- реализацию мероприятий, направленных на обеспечение безопасных условий деятельности муниципальных образовательных организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;
- погашение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда;
- оплату коммунальных услуг учреждений бюджетной сферы и другие первоочередные расходы.
Кроме того, муниципальным образованиям ежегодно предоставляются дотации стимулирующего характера за качество бюджетного процесса городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл.
— Минфин России совместно с Центральным банком Российской Федерации реализуют мероприятия по повышению финансовой грамотности населения. Все больше в этот процесс вовлекаются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Как проводится эта работа в Республике Марий Эл?
— Министерство финансов республики вопросами финансовой грамотности занимается на протяжении многих лет. Но до недавнего времени все мероприятия проводились только в рамках федеральных проектов Минфина России и Центрального банка Российской Федерации. В прошлом году мы приняли региональную программу «Повышение финансовой грамотности населения в Республике Марий Эл на 2021–2023 годы». Региональная программа позволила объединить усилия органов власти различных уровней, организаций и структур Республики Марий Эл по привлечению внимания детей и молодежи, представителей социально незащищенных слоев населения и других целевых групп к вопросам управления личным бюджетом, грамотному использованию финансовых инструментов и рациональному поведению на финансовых рынках.
Масштабность задачи по повышению финансовой грамотности населения предполагает участие в ее решении большого количества заинтересованных лиц, каждое из которых может вносить определенный вклад в развитие данного процесса в рамках своей компетенции. В этих целях создан Координационный совет, членами которого являются как представители органов исполнительной власти республики, так и федеральных структур.
Для методологического и консультационного сопровождения реализации проекта по повышению финансовой грамотности населения Республики Марий Эл на базе ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет» создан Центр финансовой грамотности населения Республики Марий Эл.
Министерство финансов республики осуществляет координирующую роль в этом процессе.
В текущем году к 100-летию образования финансового ведомства республики мы организовали дистанционный детский конкурс рисунков
«Финансовая грамотность». Это мероприятие получило широкий отклик у детей всех возрастных групп. На конкурс было представлено 1018 работ. Всем его участникам были направлены дипломы, а победители награждены подарками. Муниципальные образования также вовлече-
ны в проведение данных мероприятий на своих территориях. В сельских домах культуры проводятся лекции, викторины, конкурсы среди населения по тематике финансовой грамотности.
— Какие принимаются в регионе решения, чтобы сделать его привлекательным для инвесторов? Какие задачи стоят перед вашим ведомством в 2021 г.?
Основная цель проводимой в республике бюджетной политики – обеспечение динамичного социально-экономического развития региона, эффективное использование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Республике Марий Эл. Приоритетами деятельности Министерства финансов Республики Марий Эл являются обеспечение стабильного роста и расширение собственного потенциала республики. За период 2016–2020 гг. собственная доходная база Республики Марий Эл увеличилась на 4,7 млрд руб.
В республике шестой год реализуется план мероприятий по консолидации бюджетных средств в целях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл, утвержденный распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 31.08.2016 № 343-р «О плане мероприятий по консолидации бюджетных средств вцелях оздоровления государственных финансов Республики Марий Эл и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Республики Марий Эл».
От реализации вышеназванного плана мероприятий в части доходов за период 2016–2020 гг. получено 1,6 млрд руб.
Еще одним инструментом, обеспечивающим рост доходной части бюджета, является предоставление налоговых льгот с целью стимулирования развития бизнеса, что в свою очередь ведет к увеличению объемов производства, численности работников, а это, соответственно, прямой рост налоговых отчислений. Министерством финансов Республики Марий Эл был разработан ряд законов в части государственной поддержки субъектов, осуществляющих инвестиции в экономику региона. Законом Республики Марий Эл от 27.10.2011 № 59-З «О регулировании отношений в области налогов и сборов в Республике Марий Эл» организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории республики, предоставлено право применения льготного порядка уплаты налога на прибыль организаций в виде:
- снижения налоговой ставки, установленной для зачисления в республиканский бюджет республики, на 1–4 процентных пункта в зависимости от размера инвестиций;
- инвестиционного налогового вычета для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в обрабатывающих производствах, а также заключивших соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»;
- пониженной налоговой ставки для налогоплательщиков – участников специальных инвестиционных контрактов.
Кроме того, в целях стимулирования расходов организаций на инвестиционную деятельность в республике подлежат освобождению от уплаты налога на имущество организации, вложившие в строительство объекта социальной инфраструктуры частные инвестиции в размере не менее 100 млн руб., организации, реализующие на территории республики инвестиционные проекты с привлечением инвестиций на сумму более 100 млн руб., а также организации – участники специальных инвестиционных контрактов. Сумма налоговых льгот, предоставленных организациям за период 2016–2019 гг., составила 807,3 млн руб.
Несомненно, 2021 г. – это год постепенного преодоления экономических последствий от распространения коронавирусной инфекции, и доходы консолидированного бюджета еще не достигнут уровня до пандемии. Это было учтено при формировании консолидированного бюджета на 2021 г.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета в 2021 г. оценены в соответствии с прогнозом социально-экономического развития республики в объеме 23,8 млрд руб. с ростом на 7,0%.
Несмотря на негативные последствия, вызванные пандемией, доходы I квартала текущего года достигли уровня поступлений прошлого года до установления ограничительных мероприятий, связанных с распространением коронавирусной инфекции. По ожидаемой оценке, прогнозные объемы по доходам будут выполнены в 2021 г.
Основными задачами нашей деятельности на 2021 г. являются:
- обеспечение сбалансированности бюджетной системы республики;
- реализация мероприятий региональных проектов в рамках Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, а также Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию текущего года;
- реализация мероприятий индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Марий Эл на 2020– 2024 гг.;
- выполнение условий соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Марий Эл;
- повышение качества управления государственными и муниципальными финансами.