50 лет троллейбусу Йошкар-Олы: история маршрута №1

Троллейбусный маршрут №1 в Йошкар-Оле был открыт 05 ноября 1970 года в честь 50-летия Марийской АССР.

Его трасса пролегала от Управления троллейбусного транспорта (ул. Машиностроителей, д. 1) по улице Машиностроителей, площади Победы и улице Машиностроителей до Завода железобетонных изделий и конструкций (ул. Машиностроителей, д. 109).

Первые троллейбусы маршрута повели Кодочигов Василий Егорович (троллейбус №1) и Кочаков Иван Михайлович (троллейбус №2). Троллейбусы, открывшие движение в нашем городе – уникальные. Новые машины с Троллейбусного завода им. Урицкого, что в Энгельсе Саратовской области, прийти не успевали.

05.11.1970 — ГААФВД РМЭ / olacity.ru

Тогда начальник депо Иван Михайлович Кочаков договорился с коллегами-электротранспортниками. К 03 ноября в Йошкар-Олу из Казани на машине техпомощи доставили два троллейбуса, прошедших капитальный ремонт на Куйбышевском ремонтном трамвайно-троллейбусном заводе.

Это были троллейбус ЗиУ-5 1962 г.в., работавший в Уфе под №11, и троллейбус ЗиУ-5 1964 г.в., работавший в Уфе под №45. Троллейбус №1 (11) проработал в Йошкар-Оле до января 1973 г., а №2 (45) – до 1980 г.

05.11.1970 — ГААФВД РМЭ / olacity.ru

С 5 ноября по 24 декабря 1970 года движение маршрута №1 осуществлялось на нерегулярной основе. В постоянную эксплуатацию маршрут запущен только 24.12.1970. До 1 февраля 1971 года плата с пассажиров за пользование троллейбусами не взималась.

1971 г. — личный архив Л.И. Шмониной

Маршрут изначально работал ежедневно, в течение целого дня. Количество троллейбусов на маршруте росло, и к концу 1971 года составляло 26 единиц. Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5 и ЗиУ-5Д.

Маршрут был изменён по этой схеме 15 ноября 1972 года, после открытия 2-ой очереди троллейбусной линии по ул. Водопроводной.

Его трасса пролегала от Завода железобетонных изделий и конструкций по улице Машиностроителей, площади Победы, улицам Машиностроителей, Водопроводной, Первомайской, переулку Панфилова, проспекту Гагарина и улице Вокзальной до железнодорожного вокзала.

июнь 1974 г. — Марийская правда

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д и ЗиУ-682Б. В июле 1978 г. именно на маршрут №1 вышел первый в г. Йошкар-Оле троллейбус новой модели – ЗиУ-682В. Его гаражный номер был 87, проработал он на 1-м же маршруте до 1994 г.

В 1978 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 87, 90, 97, 99, 100. В 1979 г. – 106, 114.

Маршрут был изменён по этой схеме 14 июня 1980 года, после открытия троллейбусной линии по реконструированной улице Советской в районе железнодорожного вокзала.

Официально, схема маршрута приобрела следующий вид: «Ост. «Вокзал» — ул. Яналова – просп. Гагарина – пер. Панфилова – ул. Первомайская – ул. Водопроводная – ул. Машиностроителей – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ост. «Завод ЖБиК» — ул. Машиностроителей – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Водопроводная – ул. Первомайская – пер. Панфилова – ул. Советская – ост. «Вокзал»».

30.06.1980 — фотоальбом «Йошкар-Ола»

Однако, фактически, движение осуществлялось до остановки «ДК им. В.И. Ленина» (пл. Победы) в связи с полным капитальным ремонтом ул. Машиностроителей на участке от пл. Победы до ул. Строителей.

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-5Д, ЗиУ-682Б и ЗиУ-682В. В 1980 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 124, 125, 126. В 1981 г. – 127, 128, 138, 139, 140. В 1982 г. – 142, 146. В 1983 г. – 155. В 1984 г. – 161, 165, 171, 175, 181. В 1985 г. – 189, 191.

В связи с завершением капитального ремонта улицы Машиностроителей, 11 декября 1985 маршрут №1 был изменён по фактической схеме движения, существовавшей с 14.06.1980.

1983 г. — личные архивы сотрудников МП «ТТ»

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682Б и ЗиУ-682В. В 1986 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 201, 202. В 1987 г. – 215. В 1988 г. – 218, 219.

В сентябре 1988 года проводился капитальный ремонт проезжей части улицы Панфилова, в связи с чем было принято решение изменить схему движения всего транспорта на перекрёстке улиц Первомайской, Панфилова и Герцена с 05 сентября 1988 года.

Теперь, нельзя было осуществить левый поворот с улицы Первомайской на улицу Панфилова. Весь транспортный поток должен был сделать правый поворот на улицу Герцена, развернуться там по кольцу с улицей Суворова и с улицы Герцена сделать правый поворот на улицу Панфилова.

июнь 1990 г. — пресс-служба УГИБДД МВД по РМЭ.

Соответственно, были внесены изменения и в трассу маршрута №1. Теперь она стала выглядеть: «Ост. «Вокзал» — ул. Яналова – просп. Гагарина – ул. Панфилова – ул. Первомайская – ул. Водопроводная – ул. Машиностроителей – пл. Победы – ост. «ДК им. В.И. Ленина» – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Водопроводная – ул. Первомайская – ул. Герцена — ул. Панфилова – ул. Советская – ост. «Вокзал»».

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682В и ЗиУ-682В00. В 1989 г. на маршрут были приписаны новые троллейбусы: 233, в 1990 г. – 238, в 1991 г. – 249. По состоянию на 25.12.1991 – последний день существования СССР, на маршруте №1 работало 18 троллейбусов: 100, 125, 139, 140, 146, 155, 165, 171, 175, 189, 191, 201, 215, 218, 219, 233, 238, 249.

05 октября 1992 года была изменена схема движения троллейбусного маршрута №11. Следовательно, был восстановлен левый поворот с улицы Первомайской на улицу Панфилова.

15.08.1992 — личные архивы сотрудников МП «ТТ»

Соответственно, были внесены изменения и в трассу маршрута №1. Теперь она стала выглядеть: «Ост. «Вокзал» — ул. Яналова – просп. Гагарина – ул. Панфилова – ул. Первомайская – ул. Водопроводная – ул. Машиностроителей – пл. Победы – ост. «ДК им. В.И. Ленина» – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Водопроводная – ул. Первомайская –ул. Панфилова – ул. Советская – ост. «Вокзал»».

сентябрь 1995 г. — МП «ТТ»

Маршрут обслуживался троллейбусами ЗиУ-682В и ЗиУ-682В00, ЗиУ-682В0А, ЗиУ-682Г00. К концу 1994 г. на маршруте осталось 14 троллейбусов: 125, 142, 155, 171, 189, 191, 201, 215, 218, 219, 233, 249, 258, 271. В 2010 г. на маршруте №1 работало 15 троллейбусов: 155, 163, 173, 184, 197, 213, 220, 227, 232, 234, 238, 254, 268, 277, 286.

25 апреля 2018 года по многочисленным просьбам пассажиров была изменена схема движения троллейбусного маршрута №1 в районе железнодорожного вокзала.

Теперь трасса маршрута №1 стала выглядеть: «Ост. «Вокзал» — ул. Советская – ул. Панфилова – ул. Первомайская – ул. Водопроводная – ул. Машиностроителей – пл. Победы – ост. «ДК им. В.И. Ленина» – пл. Победы – ул. Машиностроителей – ул. Водопроводная – ул. Первомайская – ул. Панфилова – просп. Гагарина – ул. Яналова – ост. «Вокзал»».

vk.com / Администрация Йошкар-Олы

По этой схеме маршрут работает в настоящее время. С 01 сентября 2020 года на маршруте №1 работает 10 троллейбусов.