С 9 по 14 апреля в Марийском театре оперы и балета им. Э. Сапаева уже в тринадцатый раз прошел фестиваль в честь великой русской балерины Галины Улановой. Говоря сегодня о прошедшем фестивале, хочется уделить внимание не только приглашенным звездам российского и мирового балета, но и профессиональной балетной школе Марий Эл, которой исполнилось уже 15 лет. Но обо всем по порядку.
Открылся фестиваль бессмертным балетом «Жизель», в котором когда-то была так хороша сама Уланова. Сегодня в труппе театра эту партию блестяще исполняет заслуженная артистка республики прима-балерина Ольга Челпанова. Ее партнером в спектакле на фестивале стал премьер Большого театра России Артем Овчаренко, исполнивший партию графа Альберта. Артем — признанная звезда мирового и российского масштаба, он также участвовал в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура», где вместе с балериной Анной Тихомировой они завоевали Гран-при как лучшая пара проекта. Сейчас Овчаренко, несмотря на большую занятость в Большом, часто выступает как приглашенная звезда и в спектаклях в других городах, большей частью, конечно, за рубежом.
Отрадно, что в этом году очаровательной Ольге Челпановой посчастливилось станцевать этот спектакль не со своим постоянным партнером и на сцене, и в жизни Константином Коротковым, а с премьером Большого театра. Сразу оговорюсь, пара Челпанова — Коротков — это признанные мастера сцены, но ведь всегда интересно наблюдать за артистами, когда им приходится танцевать с другими партнерами.
Вот и в этот раз балет «Жизель» смотрелся несколько по-другому, и это понятно — каждый артист привносит в переживания своего героя личное восприятие. В дуэте Челпанова — Овчаренко история бедной девушки, влюбившейся в переодетого крестьянином графа и умершей от разрыва сердца, казалась совсем настоящей. Здесь действительно было жаль Жизель и действительно с самого начала верилось, что Альберт ее обманывает — уж очень выдавали его происхождение благородство манер и повелительность жестов. Сама Оля в роли Жизели казалась беззащитной наивной маленькой девочкой. Она так верила своему возлюбленному, и она была так чиста и невинна, что когда обман раскрылся (у Альберта к тому же, как оказалось, уже была невеста), знаменитая сцена сумасшествия и разрыва сердца героини, завершающая первый акт, не вызывала сомнений в своей логичности. За дуэтом Ольги Челпановой и Артема Овчаренко наблюдать было и правда интересно, возможно, потому, что по сравнению с высоким и сильным Артемом наша Оля казалась еще более хрупкой, чем обычно.
На следующий день в театре давали «Баядерку», а на главные партии славного воина Солора и храмовой танцовщицы Никии были приглашены звезды Республики Татарстан Кристина Андреева и Артем Белов. С Кристиной наш зритель был уже знаком: еще в 2012 году она приняла участие в гала-концерте, завершающем Улановский фестиваль, вместе со своим партнером Олегом Ивенко. Кстати, оба они также участвовали в телеконкурсе «Большой балет». Белов по балетным меркам уже не молод, и в нем сразу с первого выхода на сцену чувствуется не только большой опыт, но и сила. Кристина Андреева — хрупкая и женственная балерина, сейчас она как нельзя больше востребована у себя в Казани. И вместе эти два артиста создали очень красивый дуэт, при этом так хорошо вписались в атмосферу спектакля марийского театра, будто уже давно танцевали именно в этой постановке «Баядерки».
Характерной чертой всех Улановских фестивалей является то, что худрук Театра им. Э. Сапаева Константин Иванов приглашает мало артистов из других театров, давая возможность и марийской труппе показать себя во всей красе. Так, балеты «Ромео и Джульетта» и «Лебединое озеро» были полностью исполнены силами артистов нашего театра. В «Ромео и Джульетте» блистали Ольга Челпанова и Константин Коротков, а в «Лебедином озере» — восходящие звезды марийского балета Екатерина Байбаева и Артем Веденкин. И это как раз подводит нас к разговору о том, как растет и развивается балетная труппа театра.
Долгое время Челпанова и Коротков были чуть ли не единственными артистами, танцевавшими в спектаклях главные партии, они буквально вели на себе весь репертуар. Сейчас, когда театр имеет свою сценическую площадку и может занимать ее весь календарный месяц (раньше сцена делилась между этим театром и театром им. М. Шкетана), еще больше появилась потребность в показе спектаклей не в одном составе. Потому и приятно наблюдать, как развиваются молодые артисты: Екатерина Байбаева, семимильными шагами продвигавшаяся к главным партиям, и Артем Веденкин, на которого Константин Анатольевич, определенно, возлагает большие надежды. «Лебединое озеро» в их исполнении, конечно, не то же самое «Лебединое», что у Челпановой и Короткова. Пробудившиеся чувства между юным принцем Зигфридом и заколдованной королевой лебедей Одеттой совершенно под стать молодым артистам: в их игре и интерпретации образов чувствуется та сказочная наивность и, может быть, даже свежесть восприятия. Оно и понятно, у Артема и Кати еще нет того сценического опыта переживания любви на сцене, что есть у блистательных Ольги и Кости, и в этом их особая прелесть.
Завершился фестиваль гала-концертом, посвященным 15-летию профессиональной балетной школы республики. Для тех, кто не следит активно за развитием марийского балета, этот концерт стал своего рода отчетом о проделанной за прошедшие годы работе. Зритель увидел постановочный классический урок мальчиков и девочек, как совсем еще юных, только начавших обучение, так и более взрослых, завершающих этот этап, а также сложнейшие номера классической хореографии в исполнении уже выпустившихся артистов. Но особое внимание хотелось бы уделить трем девочкам, обучающимся только на третьем году обучения, которые исполнили прекрасный номер «Весна» на музыку Е. Крылатова — Юлии Ворониной, Полине Разумовой и Валерии Волковой. Почему им особое внимание? Да потому, что глядя на этих уже не по-детски грациозных девочек, я не сразу осознала, что еще в 2012 году присутствовала на их приеме в балетную школу. И вот сейчас они уже такими красавицами показали себя на сцене, обучаясь всего третий год! Невероятно тепло и приятно от того, что я, как зритель, могу проследить судьбу подрастающего поколения с самых первых балетных шагов по сцене.
Ирина Суворова.
Фото Евгения Никифорова.