Сбер проанализировал состояние малого бизнеса в сфере общепита на основании данных эквайринга. Наиболее быстрорастущий сегмент по всей стране — доставка еды.
За год количество точек, предлагающих такую услугу, выросло вдвое, выручка увеличилась на 60% и превысила 1,4 млрд руб., а средний чек вырос на 2% до 875 руб. Стремительный рост — более чем на 100% — показало большинство регионов РФ (53 субъекта). Топ регионов по количеству бизнеса в сфере доставки еды: Московская область, Краснодарский край, Москва, Якутия, Ханты-Мансийский АО.
Период | Выручка | Количество транзакций | Количество точек |
Март 2022 | 880 млн руб. | 1 млн 050 | 2468 |
Март 2023 | 1,4 млрд руб. | 1 млн 650 | 4899 |
Средняя выручка на заведение по России продемонстрировала рост во всех нишах. Значительнее всего выросла в фастфуде — на 285 тыс. по сравнению с I кварталом прошлого года.
Ниша | Средняя выручка на 1 заведение (I квартал 2022 г.) | Средняя выручка на 1 заведение (I квартал 2023 г.) | Динамика |
Услуги по доставке | 1,268 млн руб. | 1,331 млн руб. | +5% |
Кафе, рестораны | 2,456 млн руб. | 2,521 млн руб. | +3% |
Бары, клубы | 2,492 млн руб. | 2,520 млн руб. | +1% |
Фастфуд | 2,525 млн руб. | 2,810 млн руб. | +11% |
Практически та же картина со средним чеком: он вырос по всем нишам, особенно в фастфуде — на 13%.
Ниша | Средний чек на 1 заведение (I квартал 2022 г.) | Средний чек на 1 заведение (I квартал 2023 г.) | Динамика |
Услуги по доставке | 856 руб. | 875 руб. | +2% |
Кафе, рестораны | 734 руб. | 769 руб. | +5% |
Бары, клубы | 712 руб. | 757 руб. | +6% |
Фастфуд | 345 руб. | 389 руб. | +13% |
В Москве средний чек вырос до 15% по всем типам заведений и составил для ресторанов 1251 руб., для клубов и баров — 1289 руб. и для фастфуда — 387 руб.
Ниша | Средний чек на 1 заведение (I квартал 2022 г.) | Средний чек на 1 заведение (I квартал 2023 г.) | Динамика |
Услуги по доставке | 1234 руб. | 817 руб. | -34% |
Кафе, рестораны | 1175 руб. | 1251 руб. | +7% |
Бары, клубы | 1259 руб. | 1289 руб. | +2% |
Фастфуд | 341 руб. | 387 руб. | +14% |
Алексей Шашкин, директор дивизиона «Малый и микро бизнес» Сбербанка:
«Наша задача — поддерживать малый бизнес и помогать ему развиваться. Поэтому для разработки новых сервисов и предложений мы изучаем разные рынки, проводим исследования. Например, в Москве россияне в 4 раза чаще посещают фастфуд, чем кафе и рестораны: 32 млн клиентов против 8 млн. Только каждый 5-й клиент в столице в течение года возвращается в тот же бар, где уже был. А в Омской и Новосибирской областях — каждый 2-й. Эти и другие полученные данные подтверждают, что общепит остаётся одним из самых востребованных у клиентов видов малого бизнеса».