В 2022 году команда ГК «Ирбис» начала обучение по программе СберУниверситета «Цифровая трансформация бизнеса». Благодаря полученным знаниям, компания уже начала цифровую трансформацию.
Группа компаний «Ирбис» имеет 25-летний опыт работы на рынке нефтепродуктов. Направление оптовых продаж развивается через собственные нефтебазы, розничных – через сеть автокомплексов, которые помимо АЗС включают в себя: кафе, рестораны, гостиницы, шиномонтажи, парковки, то есть все, что можно именовать придорожным сервисом. На сегодняшний день компания по направлению розничных продаж работает в 9 регионах России, по оптовым – в 45. Ее клиентская база состоит из 700 тыс. пользователей.
О программе СберУниверситета рассказал финансовый директор ГК «Ирбис» Роман Фатыхов:
«Мы пришли на программу, понимая, что сейчас достигли того уровня развития, когда становится как никогда актуальной цифровая трансформация.
В чём особенности и специфика бизнеса ГК «Ирбис», что требует от нас цифровой трансформации? Это колоссальные финансовые объёмы, высокие финансовые риски и низкая рентабельность, большая волатильность рынка и зависимость от геополитических факторов. Залогом успеха, прежде всего, для нас является «скорость», которая касается любого бизнес-процесса. Это скорость реакции на запросы рынка, скорость на оформление заявки, скорость в аналитике рынка, скорость в реакции на обратную связь от партнёров. Дальнейший успех ГК «Ирбис» на нашем рынке связан с цифровой трансформацией, а именно: развитием СRM и интернет-площадок, созданием динамической карты клиентского пути, увеличением своих вычислительных возможностей через облачные технологии, созданием базы данных, управлением базами данных, на их основе — выявление возможностей для машинного обучения и создания инструментов искусственного интеллекта.
В ходе проекта мы нашли множество возможностей для применения инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения. Для нас ключевыми из них являются:
- Прогнозирование продаж. Оптовая торговля нефтепродуктами требует многомиллиардного оборотного капитала и покупка топлива в правильный рыночный момент, а также снижение наших товарных запасов могут дать ощутимый финансовый эффект для компании.
- Предотвращение оттока клиентов. Привлечение новых клиентов – достаточно долгая и дорогая история. В связи с этим мы планируем основной акцент сделать на предотвращении оттока клиентов. В этом нам поможет информация об истории сотрудничества с клиентом, а также данные об остатках топлива в его резервуарах.
- Применение искусственного интеллекта связано с созданием виртуального помощника для того, чтобы клиенты могли самостоятельно заказывать топливо, оформлять необходимые документы.
- Внедрение интеллектуального документооборота. Это позволит сократить время на рутинные операции, которые отнимают у сотрудников около 30% рабочего времени.
В рамках начатой на обучении работы планируем завершить внедрение CRM системы в направлении оптовых продаж, масштабировать данную CRM-систему на все бизнес-подразделения группы, ну и, конечно же, главный итог — это создание экосистемы продаж. Экосистемы, в которой каждый клиент будет заинтересован в использовании как можно большего количества сервисов, предлагаемых группой.
Самая амбициозная цель — это создание фабрики данных. От лица ГК «Ирбис» мы благодарим организаторов обучения за возможность прикоснуться к передовым технологиям и возможность реализовать полученные знания в процессе цифровой трансформации нашей компании.
Первым шагом на пути цифровой трансформации ГК «Ирбис», который мы запустили параллельно с нашим обучением на курсе, стало улучшение клиентского сервиса за счет внедрения CRM-системы в направлении оптовых продаж топлива. Этот проект стал началом цифровой трансформации всей группы компаний, а также началом внедрения в работу инструментов искусственного интеллекта.
В рамках нашего первого шага в процессе цифровой трансформации мы планируем выстроить новые отношения с нашими партнерами, которые будут основаны на истории наших взаимоотношений, на увеличении скорости работы по всем направлениям.
Одновременно с разработкой проекта мы проводим обучение сотрудников группы компаний основам цифровой трансформации. Считаем, что это важно, поскольку сотрудники должны понимать, что мы делаем и каких целей стремимся достичь.
Наши партнеры ожидают от нас прогнозов ситуации на нефтяном рынке, аналитических исследований, которые бы послужили для них основанием для принятия важных решений о приобретении топлива, когда и в какой момент, по какой цене. Особенно это важно в нынешние турбулентные времена. И такой сервис мы также планируем реализовать на основе больших данных в рамках цифровой трансформации компании».
Петр Колтыпин, вице-президент, Председатель Волго-Вятского банка Сбербанка:
«На Петербургском международном экономическом форуме было заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ГК «Ирбис», Правительством Республики Башкортостан и Волго-Вятским банком Сбербанка. Проекты, реализованные в рамках данного соглашения, позволят не только улучшить качество сервиса в сегменте, но и повысить конкурентоспособность региона. В основе этих проектов — цифровой инструментарий, знание которого в том числе дает программа СберУниверситета»