Science: человек стал умнее приматов из-за случайной мутации ДНК

Генетики из Калифорнийского университета смогли обнаружить мутацию во фрагментах ДНК, которая случилась один миллион лет назад и сделала человека умнее обезьяны.

Об этом рассказал журнале Science. По мнению ученых, процесс мутации произошел очень быстро и это случилось в так называемой «Зоне ускоренного развития у человека» (Human Accelerated Regions, HAR).

В начале 2000-х годов при сравнении геномов человека и шимпанзе было замечено, что некоторых из HARs могут нести ответственность за уникальные качества, которые отличают человека от его ближайших родственников – шимпанзе и бонобо. Новое исследование показало, что трехмерное складывание ДНК человека в ядре служит ключевым фактором в эволюции человека.

Чтобы понять, как человек стал умнее обезьяны, генетики попытались понять, смогут ли структурные изменения в ДНК повлиять на захват определенных генов. Для этого были сравнены геномы 241 вида млекопитающих с помощью искусственного интеллекта.

В итоге было выявлено 312 генов HAR, из которых 30% были расположены в тех областях ДНК, в которых структурные вариации привели к тому, что человеческий геном складывался по-другому, чем у остальных приматов. Кроме того, ученые обнаружили, что районы, имеющие в себе HARs, насыщены генами, отличающими человека от шимпанзе.

Таким образом, многие HAR играют определенную роль в развитии эмбриона, в особенности при формировании нейронных путей, которые отвечают за интеллект. Поэтому, по мнению исследователей, именно они могут быть «виновниками» развития человека, пишет «Газета.ру».