Доктор Андрей Пигалин оценил инициативу главы государства, который предложил считать 28 апреля Днем работника скорой помощи.
— Это — официально. А неофициально этот День уже существует 122 года. В этот день в Москве, на базе полицейских участков официально организовали первые три станции скорой медицинской помощи. Работали там как врачи, фельдшеры, санитары, так и студенты-медики (кстати, во время моих студенческих лет многие мои однокурсники подрабатывали на «скорой»).
В нашей республике, судя по словам корифея этой службы Виктора Борисовича Салеева, «…вопрос о создании скорой помощи впервые был поставлен в наказе избирателей депутатам Йошкар-Олинского городского совета в 1934 году…» Однако лишь с 1937 года станция скорой помощи стала существовать как самостоятельная единица. То есть «скорая» в городе, а заодно и в республике «в строю» аж 84-й год. Что, как ни крути, тоже солидно.
Давайте повторим номера телефонов, по которым можно вызвать «скорачей», это 103 или 112. Далее, для многих позвонивших наступает период настоящих моральных испытаний. Трудно оставаться в душевном спокойствии, разговаривая с диспетчером «скорой»: ведь, на взгляд обывателя, «теряется время». Но!
Поверьте, прошу вас, процедура из вопросов – явление стандартное для всех стран. Диспетчера интересуют вещи крайне важные для определения тактики. Сейчас я попробую назвать несколько из этих раздражающих всех вопросов.
Вызов к кому? К ребенку или к взрослому? Если ребенок, то какой возраст? Причина вызова: высокая температура или ранение, или ДТП? В сознании больной или пострадавший? Назовите точный адрес, по которому находится больной человек…
Есть еще и другие вопросы, наверное, ничуть не менее важные, но и так, вроде бы, стало ясно. Чтобы снять раздражение, расшифруем некоторые вопросы диспетчера. Думаю, вопрос о том, взрослый заболел или ребенок, в ответе не нуждается, т.к. на «детский» вызов выезжает педиатрическая бригада.
Возраст ребенка тоже немаловажен, т.к. в подростковом возрасте, с 15 лет человек может быть госпитализирован и во «взрослый» стационар. Причина вызова тоже крайне важна, т.к. вызов на температуру +38 может быть вполне отложен по приоритетности, т.к. в это время в очереди могут стоять вызовы «на инфаркт или инсульт» или на «острый живот» или ножевое ранение. Согласитесь, что это логично!
Знать, находится заболевший в сознании или нет, тоже важно. Если человек в сознании и сообщает, что уже принял какие-то лекарства, то вызов тоже может чуток «потерпеть», а вот к пострадавшему без сознания надо мчаться «со всех ног»!
Что касаемо точного адреса, так это очень важно для водителя «скорой», они, как правило, знают все пути-дороги. И чем короче будет путь к больному, тем больше шансов на успех у всех: и у нуждающегося, и у «скорачей» (да простят меня уважаемые коллеги за этот сленг).
Итак, приехали. Лучше, чтобы кто-то встретил перед подъездом и проводил в нужную квартиру, потому как на домофон уходят тоже какие-то минуты. Надеюсь, теперь понятно, почему подъездные пути во дворе должны быть доступны?
Представляете, если результатом вызова «скорой» будет экстренная госпитализация на носилках, а к подъезду… не подъехать? Чтобы такое прочувствовать, самое простое — это представить ситуацию со своими близкими и любимыми. Вот уж действительно, не дай Бог такое испытать!
Зашли в квартиру. Обувь «скорачи» имеют полное право не снимать и, что не менее интереснее, не надевать бахилы! Это право им дано Минздравом, на что имеется соответствующая «бумага». Между прочим, сам читал скан-копию ответа на обращение-жалобу в Минздрав России по этому поводу.
К приезду «скорой» лучше подготовиться: собрать все документы, выписки, справки. Это может помочь в постановке правильного диагноза и, следовательно, поможет правильно определить тактику лечения.
Принято решение о госпитализации. Далее определяется способ транспортировки до санитарного транспорта: своим ходом или на носилках. Если на носилках, то очень вероятно, что понадобятся «сильные мужские руки». Для этого лучше заранее попросить соседей о помощи, в ином случае просто извинитесь и поблагодарите за отзывчивость.
Приехали в больницу. Дежурный врач осмотрел и… не нашел повода для госпитализации. Да, такое бывает. Потому как спецу «скорой» ситуация казалась несколько драматичнее, чем получилось на самом деле. В таком случае предстоит дорога домой. И не всегда это бывает в светлое время дня и летом.
Перед поездкой в больницу надо озаботиться и возможным возвращением на такси. О, мы не раз отвечали на гневные письма и жалобы, включая на имя Президента, о том, что персонал больницы нечуткий, непрофессиональный и «не разобрался в том, что моему родственнику нужно лечиться ТОЛЬКО (!) в больнице».
Не все пациенты подлежат госпитализации. И, порой, желание «пристроить» хронического больного родственника в больницу бывает чрезвычайно высоко. Иногда, правда, бывают ситуации с точностью до наоборот…
Вот такие они, будни «скорой» в нескольких «мазках». Чем завершить это эссе? Пожалуй, лучшим будет надежда. Надежда на достойную оплату труда, надежда на уважение населения к этой нелегкой службе, надежда на здоровье. Ибо дарящие здоровье и жизнь должны быть здоровы. Давайте хотя бы не мешать им в их благородной работе.
С уважением – руководитель Регионального сосудистого центра Андрей Леонидович Пигалин.
Кстати, ранее на МедиаПотоке доктор Пигалин призвал жителей республики одержать вместе Победу над опасной инфекцией…